старые модели техники, их характеристики и возможности
Советские мотоблоки — это старая, но достаточно надежная техника для огородных и садовых участков, которая может использоваться в разных целях. Такие мотокультиваторы являются незаменимыми не только для прополки земли, но и для перевоза грузов. Сегодня производится много мотоблоков разных моделей.
Но большинство отечественных культиваторов делаются на основе старых советских моделей, которые за долгое время успели себя зарекомендовать.
История появления мотоблоков
В давние времена людям было очень тяжело обрабатывать землю. Особенно если дело касалось больших участков. Активно использовались мотыга и плуг. Но такие инструменты не могли работать автоматически. Обязательно нужно было запрягать крупный рогатый скот или лошадей, чтобы вспахать участок земли. Иногда люди даже сами впрягались, если дома не было скотины. Все это забирало много сил и времени.
Но в 1911 году Маенбург изобрел электрический мотокультиватор. Это стало настоящим прорывом. С того времени изобретение это постоянно совершенствовалось, дополняясь новыми полезными приспособлениями и механизмами. В результате появились известные всем на сегодняшний день роторные мотокультиваторы, а потом — тракторы. А с 1937 года производство мотокультиваторов приобрело массовый характер. Людям стало намного проще приводить в порядок свои огороды.
Когда зародился Советский Союз, производство мотокультиваторов происходило не так активно. Власти не видели в этом смысла, так как большая часть земель была собственностью колхозов, а не частных лиц. А в колхозах огороды вспахивались при помощи тракторов. Ближе к 1970 году массовый выпуск мотоблоков в СССР наладился.
После развала Советского Союза производство мотокультиваторов не остановилось. Наоборот, производить такие механизмы стали более активно. Ведь потребность людей в дополнительной технике для обработки земель в несколько раз возросла.
Устройство советского мотоблока
Что же собой представляет мотоблок старого выпуска? Как правило, по сравнению с современным культиватором этот механизм отличается простотой. Но вместе с этим он обладает надежностью, так как в старые времена использовались только самые качественные материалы для производства техники, да и сборка выполнялась добросовестно.
Трансмиссия у всех таких старых мотоблоков — червячно-зубчатая. Это самый простой вариант, но именно он очень надежный. В целом же принято делить все мотоблоки старого образца на мотокультиваторы и колесные орудия. Между ними имеются некоторые отличия как во внешнем виде, так и в принципе работы.
У мотокультиватора орудие для вспахивания земли закрепляется непосредственно на ведущей оси. За счет этого и осуществляется работа. У колесного мотокультиватора прополка идет за счет тягового усилия, поэтому работать таким приспособлением будет несколько тяжело физически слабому человеку.
Но даже колесные мотоблоки старого образца в большинстве своем работают от бензиновых двигателей. У механизмов советского образца это двигатели двухтактного типа. А вот современные мотоблоки делают уже четырехтактными. Это обеспечивает более эффективную и быструю обработку почвы. Но за основу все равно берутся старые модели такой техники.
Некоторые модели советских мотоблоков уже снабжались регуляторами вращения. Это специальные механизмы, которые дают возможность огороднику управлять агрегатом в полуавтоматическом режиме. Но большинство машин были предназначены только для механической работы с ними. Ни о какой автоматике в СССР не было и речи.
Совершенствование советских мотоблоков до нынешних моделей
Сейчас выпускается очень много разновидностей современных мотоблоков. Такие механизмы значительно облегчают сельскохозяйственные работы огородников, дают возможность экономить много времени и сил. Но абсолютно все отечественные мотоблоки современного образца производятся на основе старой модели, заимствованной еще со времен СССР.
Чем же современные устройства кардинально отличаются от советских, если производятся они практически по такому же принципу? Дело в том, что большинство моделей успели усовершенствоваться за это время.
Основным критерием является наличие полуавтоматической или полностью автоматизированной системы управления. Советские мотоблоки в большинстве своем такой системы не имели. Современные же механизмы все снабжены такой системой для обеспечения качественной прополки земли.
Чаще всего в мотоблоках устанавливают специальные рулевые штанги, с их помощью оператор осуществляет управление. Шагая по земле, человек управляет механизмом только при помощи легких движений рук. Поэтому прикладывать силу здесь совсем необязательно. Чаще всего на левой штанге расположены органы управления муфтой мотоблока, а на правой — ручка газа, которая помогает управлять двигателем.
Все мотоблоки, сделанные на основе простых советских агрегатов, принято сегодня делить на легкие, средние и тяжелые. Как правило, каждый вид нужен для прополки почвы определенного качества. Легкие мотоблоки предназначены для более рыхлых почв. Комплектуются они только фрезой или окучником. Это первые механизмы после простейших советских мотоблоков.
Средние агрегаты комплектуются плугом, окучником, съемными колесами и многими другими вспомогательными механизмами. А вот тяжелые мотоблоки имеют несменные колеса, но зато в комплекте к ним идет культиватор, грабли, бульдозер, полуприцеп, и это помимо описанных выше вспомогательных механизмов.
Итак, советский мотоблок является основой, которая и по сей день берется для производства современных механизмов для обработки почвы на огородах и в садах. С каждым днем мотоблоки все больше совершенствуются, к ним добавляются новые детали, которые делают процесс обработки почвы более простым и эффективным.
1sadteh.ru
Первый мотоблок в СССР был выпущен в Перми в 1948-м году.
Только что совершенно случайно узнал интересный факт. Оказывается первый советский мотоблок был выпущен в Перми в 1948-м году на заводе имени Дзержинского. В сорок восьмом! Оказывается этот железный друг русского дачника имеет такую давнюю историю. Читайте. Взято вот отсюда
К слову сказать, первый мотоблок (одноосный садовый трактор) был изготовлен именно на этом заводе в 1948 году! Причём и бензиновый двигатель на нём был своего производства. В газетах тогда официально писали об огромной потребности сельского хозяйства не только в мощных, но и в маленьких тракторах с большим количеством сменных навесок и прицепов. Но вопреки простой логике рабочего человека и крестьянина, трактор был надёжно забыт…
И смотрите фотку из пермской газеты того времени. Снято скорее всего на первомайской демонстрации. А я вспомнил о «Белке». Она так же точно прошла церемониальным маршем по улицам Ирбита и Свердловска и канула в вечность.
Елки-палки, подумал я. Если бы этот проект стали развивать ещё тогда в конце сороковых, то годам к семидесятым у нас были бы уже мощные производства мотоблоков. Было бы выпущено не одно поколение этих машин. И советские люди были бы избавлены от проклятущей лопаты на сорок лет раньше.
Но советская плановая экономика совершила очередной финт ушами. И на долгие годы затормозила развитие этих машин, просто забыло о них, похоронив интересное направление инженерной мысли. А ведь в этих машинах остро нуждалось как государство, так и сами люди. Но. Государство у нас было богатое, денег не считало. И для какой-нибудь незначительной работы, где было достаточно вот такого мотоблока, гоняло «настоящий» трактор, мощность которого была в 20 раз больше. А о людях вообще мало кто думал. Хотя в 48-м году при тиране-Сталине задумались, а потом…
Сначала этот мотоблок, потом «Белка». Сколько ж их было, разных интересных задумок, перспективных проектов, которые так и не увидели света.
guriny.livejournal.com
| (фотографии, чертежи и схемы, описания и отзывы в комментариях)
|
autosam.expert-club.com
История создания мотоблоков в СССР
Первые мотоблоки появились в СССР в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов прошлого столетия.
В Перми на авиамоторостроительном заводе и в Ленинграде на заводе «Красный октябрь» почти одновременно начался выпуск мотоблоков, которые в Ленинграде были названы «Нева».
На Курском заводе тракторных запасных частей совместно с Рижским велозаводом «Красная звезда» и Венгерской фирмой ROBIX начался выпуск мотоблоков КЗТЗ-РОБИ-55.
На Минском тракторном заводе начался выпуск мотоблока МТЗ-05, ранее разработанного на Киевском Заводе им. Лепсе.
Зарождалось производство чешских мотоблоков в г. Хмельницком на заводе «Адвис».
Строился по лицензии фирмы Гольдони (Италия) завод мотоблоков в Кутаиси, получивших впоследствии название «Супер-600»
На Ереванском шинном заводе был освоен выпуск шин для мотоблоков.
Киевский завод БОЛЬШЕВИК в обмен на документацию созданной им уникальной вязальной машины, получил от Пермского авиамоторного завода документацию мотоблока и начал подготовку его производства. Однако он так и не смог организовать его выпуск из-за отсутствия в Украине двигателя соответствующей мощности.
Во Львове на мотозаводе совместно с одной из чехословацких фирм делались попытки начать выпуск мотоблоков.
Таким образом, если в России, Белоруссии и Грузии вопрос организации производства мотоблоков решался более или менее успешно, то в Украине в это же время дальше попыток его организовать дело не пошло. Только одному предприятию — Хмельницкому «Адвис» удалось начать и сохранить это производство до настоящего времени.
В целях координации работ в этой области по инициативе министра станкоинструментальной промышленности СССР Силаева И.С. (впоследствии — министра авиационной промышленности СССР, а затем — председателя комитета СССР по науке и технике) была создана соответствующая рабочая группа, в которую вошли представители разных предприятий, в том числе — Всесоюзного проектно-конструкторского института сварочного производства (ВИСП) (г. Киев).
Этот институт и был определен одним из головных разработчиков мотоблоков. В его составе было выделено специальное конструкторское и экспериментальное подразделение, которому в соответствии с целевой комплексной программой, утвержденной Министерством, было поручено разработать многофункциональные мотоблоки и организовать их серийное производство.
Первые разработки этого института легли в основу производства, организованного на Ижевском редукторном, Воткинском машиностроительном, Липецком станкостроительном, Таганрогском комбайновом заводах.
Первому выпущенному в Ижевске мотоблоку была присвоена модель МИК-1 (очевидно в честь создателей этого мотоблока — Марченко, Ившина и Колошко).
На соревнованиях, проведенных в Перми, этот мотоблок был признан наиболее перспективным.
Впоследствии ВИСПом была создана усовершенствованная модель этого мотоблока модели МА 300. Его серийное производство началось в Киеве на базе консорциума, в который кроме ВИСПа вошли Бердичевский станкозавод, Черниговский радиозавод, Липецикй станкозавод, ООО «ТехноМет» и ряд других предприятий.
В связи с ликвидацией ВИСПа как конструкторской организации, специалисты, занимавшиеся разработкой мотоблоков, создали малое предприятие АГРОМОТО той же специализации и продолжили работы в этой области, сконцентрировав свое внимание на скорейшем внедрении производства мотоблоков на предприятиях Украины.
Предприятие АГРОМОТО взяло на себя функции сборщика мотоблоков АРТАНИЯ МА 300, но выпуск его ограничивался весьма малыми объемами и по сути прекратился в 2006 году. Основная причина этого состояла в том, что ввиду изменения специализации Бердичевского станкозавода, он прекратил выпускать коробку передач.
Другого подобного предприятия, которое освоило бы это производство, в Украине пока не нашлось.
Предприятием АГРОМОТО был создан мотоблок АРТАНИЯ МА 400 с модификациями М2 и М3, серийный выпуск которого освоен в 2002 году.
dm-st.ru
История компании Мототехника «НЕВА»
О компании ЗАО «КО-Нева»
Закрытое акционерное общество «Красный Октябрь — Нева» — это крупнейший производитель малой сельхозтехники в России. Основной продукцией производства компании являются мотоблоки и мотокультиваторы.ЗАО «КО-Нева» имеет зарегистрированную торговую марку — «Мототехника НЕВА», под которой продукция поставляется на российский и зарубежные рынки. ЗАО «КО-Нева» является дочерним предприятием известного производителя авиатехники СПб ОАО «Красный Октябрь», основанного в 1891 году.
За долгие годы производственной деятельности у ЗАО «КО-Нева» сложились прочные отношения с ведущими мировыми производителями. В число наших постоянных партнеров входят такие компании, как Briggs&Stratton, Honda, Yamaha.
Продукция ЗАО «КО-Нева» продается практически во всех регионах России, а также в Литве, Латвии, Эстонии, Германии, Молдавии, Болгарии, Армении, Казахстане, Белоруссии, Украине. Более 200 дилеров и 1500 субдилеров представляют мотоблоки и мотокультиваторы «НЕВА» в своих магазинах. Свыше 150 компаний предлагают услуги сервисного обслуживания нашей техники.
ЗАО «КО-Нева» имеет сертификат менеджмента качества ISO 9001:2015. Выпускаемая нами продукция соответствует всем требованиям к качеству и безопасности, предъявляемым международными стандартами (сертификат соответствия европейским требованиям по безопасности СЕ).
Основные факты истории
1891 год
Основание электротехнического завода. АО «В. Савельев и КО». С этого момента начинается история СПБ ОАО «Красный Октябрь»
1930 год
Серийный выпуск первого советского мотоцикла Л-300 «Красный Октябрь». Данные транспортные средства применялись в Красной Армии при осуществлении разведывательной и связной деятельности. В 1933 году на мотоцикле Л300 «Красный Октябрь» был установлен первый всесоюзный рекорд (1 км за 45 секунд).
1956 год
Выпуск первых двигателей серии «Д». В период с 1956 по 1990 годы было выпущено более 10 000 000 изделий. Данные двигатели способствовали развитию в СССР целого семейства лёгкой мототехники (мотовелосипедов и легких мопедов).
1958 год
Серийное производство двигателей Д-4 для мопедов «Рига-16», выпускаемых рижским мотозаводом «Sarkana Zvaigzne» («Красная Звезда»). Мощность одноцилиндровых двухтактных двигателей Д-4 составляла 1,0 л.с. Максимальная скорость была равна 40 км/ч.
1958-1961 годы
Производство двигателей Д-4 для мотовелосипедов «Рига-18». Это был первый мопед, выпущенный серийно рижским мотозаводом «Sarkana Zvaigzne». В те годы мотовелосипед «Рига-18» у советской молодежи пользовался большой популярностью.
1961-1965 годы
Установка двигателей Д-4 на мотовелосипеды «Гауя» Рига-2. Мопед имел хорошую амортизацию и являлся неутомимым видом индивидуального транспорта. Для езды в темное время суток мотовелосипед был снабжен фарой, питающейся от генератора.
1966-1971 годы
Выпуск двигателей Д-5 мощностью 1,2 л.с. для легких мопедов «Рига-5». Это было удобное транспортное средство для городских и проселочных дорог. Емкость топливного бака двигателя (5,5 л) позволяла мопеду преодолевать довольно большие расстояния.
1968-1976 годы
Серийное производство двухтактных одноцилиндровых двигателей Д-6 мощностью в 1,0 л.с. для мопедов «Рига-7» рижского мотозавода «Sarkana Zvaigzne» («Красная Звезда»). Двигатель Д-6 позволил установить на мопед фару и задний габаритный фонарь.
1976-1981 годы
Установка двигателей Д-6 на мопеды «Рига-11». Конструкция мопеда была модернизирована с учетом долголетнего опыта эксплуатации предыдущих моделей. Расположенный в задней части мопеда топливный бак вместе с багажником образовывал большую платформу, на которой можно было перевозить груз до 15 кг.
1985 год
Начало серийного производства мотоблоков «НЕВА» МБ-1. Это были первые мотоблоки, произведенные в России. Впоследствии модель «НЕВА» МБ-1 послужила прообразом для создания мотоблоков другими российскими производителями.
1989 год
Выпуск мотоблоков «НЕВА» МБ-2. Данная модель в течение многих лет считалась одним из лучших мотоблоков в России
1995-1998 годы
Серийный выпуск бензиновых двухтактных двигателей Д-8М для мопедов ММВЗ-1.101 «Кроха», считавшихся в свое время самой массовой и долгоживущей моделью. Двигатель имел мощность в 1,1 л.с. при 5000 об/мин. Максимальная скорость — 25 км/ч.
2002 год
Организация на базе производства народного потребления СПб ОАО «Красный Октябрь» Закрытого акционерного общества «Красный Октябрь-Нева».
2013 год
Присуждение ЗАО «КО-Нева» премии Правительства Санкт-Петербурга по качеству (1-е место).
motoblok.ru
Мотоблоки добрались до википедии… | Мотоблоки и сельхозтехника
Обнаружил на днях статью посвящённую нашим братьям меньшим (мотоблокам) на википедии … с чем с Вами и делюсь
Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, разновидность малогабаритного трактора. Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке в 1980-е годы. Оно заменило неудобные в употреблении термины, используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор. Оператор, управляющий мотоблоком, шагает вслед за машиной по обрабатываемой почве, держа машину за ручки управления.
По способу агрегатирования с орудием различают колёсные мотоблоки и мотокультиваторы (мотоорудия). У колёсного мотоблока работа орудия осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колёсной ходовой частью, а у мотокультиватора орудие (фреза, пропольник) устанавливается на ведущую ось вместо колёс. Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но, как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.
История
Первые прототипы лёгкого двухколёсного трактора для ручной вспашки появились ещё в начале XX века. Один из первых патентов был выдан швейцарскому подданному Конраду фон Мейенбургу (Konrad von Meyenburg) в 1912 году, который впоследствии продал права на него германской фирме Siemens-Schuckertwerke, наладившей выпуск мотокультиваторов под маркой Siemens Bodenfräse (дословно — «фреза для почвы»). Среди них были как совсем небольшие, так и весьма крупные модели, по размерам и мощности приближающиеся к настоящим тракторам. С 1934 года подразделение, занимавшееся выпуском культиваторов, было выкуплено фирмой Bungartz, продолжившей производство под своей маркой.
В 1920-х — 30-х годах аналогичные конструкции стали появляться в других развитых странах — швейцарский SIMAR, английский British Anzani Iron Horse, американский Beeman Tractor и другие — однако пик их популярности пришёлся на послевоенные годы.
Двигатель
На мотоблоках применяются бензиновые и дизельные двигатели (на старых моделях — двухтактные, на новых — четырёхтактные). Двигатели мотоблоков снабжаются автоматическими регуляторами частоты вращения, упрощающими работу оператора. Диапазон номинальной мощности двигателей у лёгких мотоблоков составляет 1—5 л. с., а у тяжёлых 4—10 л. с. Более мощные двигатели на мотоблоках применяются редко.
Трансмиссия
Трансмиссии мотоблоков отличаются большим разнообразием технических решений:
- Зубчатые трансмиссии — классическая тракторная трансмиссия. Содержит только зубчатые передачи (цилиндрические и конические). Применяются на тяжёлых мотоблоках. Обычно имеют несколько ступеней и реверс. Муфта сцепления как правило имеет отдельный орган управления. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, перпендикулярно оси ведущих колёс. Такие мотоблоки обычно имеют вал отбора мощности.
- Зубчато-червячные трансмиссии. Применяются на лёгких мотоблоках. Состоят из двух редукторов — верхнего зубчатого и нижнего червячного. Коленчатый вал двигателя расположен вертикально. Обычно имеют центробежную автоматическую муфту сцепления а иногда ещё и разобщительную муфту. Могут иметь вал или шкив отбора мощности для привода косилки от первичного вала зубчатого редуктора. Такие передачи наиболее компактны.
- Ременно-зубчато-цепные. Двигатель вращает входной вал редуктора посредством ременной передачи, одновременно выполняющей роль сцепления. Зубчатая и цепная передачи как правило выполнены в едином картере. Применение цепной передачи позволяет увеличить агротехнический просвет. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, параллельно оси ведущих колёс. Для возможности отбора мощности ведущий шкив имеет дополнительный ручей. Иногда ременная передача выполняет роль вариатора и/или реверса. Зубчатый редуктор может быть одноступенчатым или двухступенчатым.
- Гидрообъёмные — позволяют плавно регулировать скорость движения мотоблока и его тяговое усилие. Облегчают управление. Начали получать распространение с 2010-х годов.
Система агрегатирования
Система агрегатирования мотоблока предназначена для его сопряжения с орудиями. У мотокультиваторов орудия устанавливаются на ведущую ось, а у колёсных мотоблоков — закрепляются на специальном кронштейне. Ряд мотоблоков имеют систему отбора мощности для привода активных рабочих органов навесного орудия.
Система управления
Так как при работе с мотоблоком оператор шагает по земле, все органы управления должны приводиться в действие только руками оператора. Обычно мотоблок имеет рулевые штанги, с помощью которых оператор удерживает и направляет его. На рулевых штангах располагают часто используемые органы управления двигателем и трансмиссией. Редко используемые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах. На левой рулевой штанге обычно располагают органы управления муфтой сцепления, а на правой — органы управления двигателем («ручка газа»). Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы не имеют тормозов, а на тяжелых мотоблоках управление тормозом обычно выведено на правую штангу.
Применение мотоблоков
Мотоблоки применяются для сплошной (вспашка) и междурядной (окучивание) обработки почвы на небольших участках (сады, теплицы, клумбы), для скашивания травы, уборки снега, привода стационарных машин, перевозки грузов на небольшие расстояния (с использованием буксируемых полуприцепов).
Лёгкие мотоблоки и культиваторы обычно комплектуются только фрезами и, иногда, окучником.
Мотоблоки среднего класса комплектуются съёмными колёсами и почвообрабатывающими фрезами, плугом, бороной, окучником, косилкой, полуприцепом.
Тяжёлые мотоблоки имеют несменные колёса. Комплектуются плугом, фрезой, приводимой от вала отбора мощности, косилкой, бороной, культиватором, снегоочистителем, бульдозерным отвалом, граблями, полуприцепом.
Необходимый набор орудий потребитель приобретает отдельно от мотоблока.
Тележка для мотоблока
Широко распространенным сменным орудием для мотоблока является грузовая тележка. Следует иметь в виду, что мотоблок, агрегатированный с тележкой, согласно российскому законодательству, не разрешается использовать на дорогах общего пользования. Для использования с тележкой пригодны мотоблоки среднего и тяжёлого классов. Необходимо учитывать, что такой агрегат неэффективен, так как ведущие колёса мотоблока практически не нагружаются, в то время как ведомые колёса тележки воспринимают основной вес. Следовательно, тягового усилия мотоблока может не хватить для преодоления подъёма или для движения по тяжёлой грунтовой дороге. По этой причине мотоблок с тележкой пригоден лишь для перемещения грузов на небольшие расстояния по твёрдому грунту (внутризаводские перевозки, перевозки на приусадебных участках). Эксплуатация с тележкой существенно сокращает моторесурс мотоблока.
Марки мотоблоков
В мире производится большое количество мотоблоков разных марок. Однако большинство из них поставляется только на внутренние рынки. Лишь небольшое количество типов мотоблоков продаются в различных странах под едиными брендами. По состоянию на 2013 год основным производителем мотоблоков являетсяКитай. В этой стране производятся как клоны европейских (в том числе российских и белорусских), японских машин, так и машины собственной разработки. Последние — в основном дизельные с термосифонным водяным охлаждением двигателя мощностью от 6 до 22 л.с. В общем объёме выпуска мотоблоков в Китае дизельных агрегатов большинство. Они распространены почти во всей Юго-Восточной Азии. Значительная часть китайских мотоблоков являются OEM-продукцией и поставляются на рынки различных стран под известными в данном регионе марками (например, «Салют» или «Кама» в России, «Кентавр» и «Зiрка» на Украине) или под красивые и звучные названия, но ранее не известными в данном регионе или данной стране марками (в России это, например, «Целина» или «Patriot»). Тем не менее в последние годы китайская продукция стала продаваться и под собственными брендами производителя, например Kipor, Lifan, Rato, JiangDong и т.д.
Мотоблоки выпускавшиеся в СССР и выпускаемые в СНГ для внутреннего рынка :
- «Кумир» (Пермский машиностроительный завод) и «Малыш» (Режевский механический завод), известны также под марками «Фермер» и «Садовод» (Сибприбормаш, Бийск) — тип малогабаритных мотоблоков, спроектированные в СССР, примерно в конце 1980-х годов на базе двигателей бензопил «Дружба (бензопила)» и «Урал (бензопила)». Сняты с производства.
- «Крот» (МК-1), известен также под маркой «Сибиряк» (Омское моторостроительное объединение имени П. И. Баранова, Омск, а также Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышева, Москва), — тип малогабаритного мотоблока, спроектированного в СССР примерно в начале 1980-х годов, выпускаемый с отечественным и импортными двигателями. Имеет ременную передачу, отбор мощности — шкив, есть модификация с задней передачей. Также есть китайские аналоги этого или подобного мотоблока в различных модификациях.
- «Нева» (МБ-1 и МБ-2), (Завод Красный Октябрь, Санкт-Петербург), известны похожие марки «Каскад» и «Луч» (Пермский моторостроительный комплекс, Пермь), «Ока» (Калужский моторостроительный завод, Калуга) — тип многофункционального мотоблока, спроектированного в СССР примерно в середине 1980-х годов, выпускаемый с отечественным и импортными двигателями. Имеет ременные передачи, отбор мощности — шкив, для навесного оборудования. Также есть китайские аналоги этого или подобного мотоблока в различных модификациях.
- «Салют» (модель 5 и 100), (Московское машиностроительное производственное предприятие, Москва), известны также под марками «Агат» (Машиностроительный завод «Агат», Гаврилов-Ям) и «Омич» (Омское моторостроительное объединение имени П. И. Баранова, Омск), известны похожие марки «ЗиД Фаворит» (Завод имени Дегтярева, Ковров) — тип многофункционального, интегрального мотоблока (рукоятки поворачиваются на 180 градусов, низкий центр тяжести, смещённый вперед), спроектированного в СССР примерно в конце 1980-х годов, выпускаемый с отечественным и импортными двигателями. Имеет полностью шестерёнчатый редуктор привода, ременные передачи, отбор мощности — шкив, для навесного оборудования. Также есть китайские аналоги этого или подобного мотоблока в различных модификациях.
- «Угра» (НМБ-1), (ОАО «Калужский двигатель», Калужский моторостроительный завод, Калуга), известны похожие марки «Бенасси Гепарт» (Benassi, Италия) — тип многофункционального, интегрального мотоблока (рукоятки поворачиваются на 180 градусов, низкий центр тяжести, смещённый вперед), выпускаемый с отечественным и импортными двигателями. Имеет полностью шестерёнчатую коробку передач и редуктор привода, многодисковое сцепление, отбор мощности — вал, для навесного оборудования. Также есть китайские аналоги этого или подобного мотоблока в различных модификациях.
- «Беларусь» (МТЗ), (Минский тракторный завод, Минск), известны похожие марки «Бенасси МЦ» (Benassi, Италия), «Кутаиси» (Кутаисский завод, Кутаиси), «Мотор Сич» (Запорожское моторо-машиностроительное производственное объединение, Запорожье), «Агро(Агрос)» (Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уфа) — тип многофункционального, самоходного, интегрального мотоблока (более низкий центр тяжести, смещённый вперед), спроектированного в СССР примерно в конце 1970-х годов, выпускаемый с отечественным (УД-15) и импортными двигателями. Имеет полностью шестерёнчатую коробку передач и редуктор привода, многодисковое сцепление, отбор мощности — вал, для навесного оборудования. На его базе были разработаны мотоблоки с иными двигателями, микротракторы с шарнирной рамой. В настоящее время клоны мотоблока «Беларусь» выпускаются в Белоруссии (Сморгонский агрегатный завод), Украине, России. Также есть китайские аналоги этого или подобного мотоблока в различных модификациях.
Мотоблоки выпускаемые Китаем и импортируемые в страны СНГ:
- «Garden Scout» (Скаут) — мотоблоки производимые лучшим заводом в Китае — Weima, наибольшую популярность имеют в Украине, России и Белоруссии. Торговая марка «Скаут» на рынке с 2010 года и уже уверенно занимает лидирующие позиции на рынке малой сельхозтехники. Относительно сложности выполняемых работ и конструкционным различиям мотоблоки Garden Scout разделяются на два типа: легкие — оснащены двигателем с воздушным охлаждением(дизель или бензин), коробкой передач с формулой 2+1, и тяжелые — оснащены двигателем в водяным охлаждением(только дизель), имеют расширенную коробку передач с шестью передачами вперед и двумя назад. Легкие мотоблоки предназначены для выполнения различных типов работ, в том числе вспашки, посадки различных культур и сбора урожая на участке до 1 гектара. Тяжелые мотоблоки, как правило, комплектуются с завода почвофрезой и плугом, и предназначены для выполнения практически любых типов работ на участке до 4 гектар, в том числе посадка и сбор картофеля, зерновых и овощных культур, чеснока, полив урожая, заготовка сена. Далеко не каждый мотоблок производства СНГ справиться даже с половиной задач, которые под силу мотоблокам Скаут. Больших результатов удается достичь благодаря широкому выбору навесного оборудования, которое изготовляется заводом в Украине специально для мотолоков Скаут. источник википедия
motoblok24.ru
Мировая история создания мотоблоков и мотокультиваторов
Как говорил герой одного фильма:
«Что это такое — импровизация?
Наверное, немцы придумали.
Все выдумают немцы,
а потом русскому человеку мучайся!»
Решил написать подобную историю, вначале посвятив её мотоблокам, но впоследствии понял, что необходимо к моему рассказу присовокупить и историюразвития мотокультиваторов. Так как на самом деле, чёткого деления междумотоблоками и мотокультиваторами нет. Всё взаимосвязано и тесно переплетеномежду собой. Так, что собственно и начнём.
Порывшись в недрах всемирной паутины, я усиленно искал следы первыхмотоблоков и мотокультиваторов в Италии. Конечно, это же родина многих знаменитых артистов, изобретателей и учёных. Скажу честно, я пошёл по ложному следу потому, что родина 60% всех современных известных брендов выпускающих минитехнику — это Италия. Но, как оказалось, всё началось в Германии.
1911 год Германия, Берлин, доктор фон Маенбург (Dr. von Meyenburg) регистрирует патент на первый электрический мотокультиватор на заводе компании Сименс (Siemens-Schuckert-Werke of Berlin). Первый мотокуливатор на родине назывался «Bodenfr?sen»,что в переводе с немецкого означает земляная фреза. Данный мотокультиватор, былоснащён электродвигателем (кстати, электроавтомобили появились также раньше бензиновых). Ну и конечно данный электромотокультиватор не был аккумуляторным и для питания двигателя необходим был очень длинный электрический провод.
В течение пару десятков лет Сименс совершенствует свой мотокультиватор, в частности устанавливает на него бензиновый двигатель и ротационную фрезу.
1918 год, Швейцария, Женева, компания SIMAR (Soci?t? Industrielle de MachinesAgicoles Rotatives) по патенту доктора фон Маенбурга также начинает производство «walk-behind» мотокультиватора или прообраза современного мотоблока.
В течение нескольких десятилетий вплоть до начала сороковых годов мотокультиваторы SIMAR успешно экспортируются в США, где завоевывают популярность у американцев.
Сейчас в Интернет можно встретить множество клубов, которые занимаются восстановлением этих древних машин. Наибольший расцвет производства мотокультиваторов SIMAR достигло в 1938-39 гг.
После второй мировой войны бизнес SIMAR стал понемногу ослабевать, и в 1975 фирма прекратила производство мотоблоков имотокультиваторов и навсегда покинула данный бизнес. В фотогалерее вы можете увидеть, какое оборудование поставляла фирма SIMAR в США и как оно сохранилось.
1923 год, декабрь, в американском журнале «Scientific American» появляется статья про первые мотокультиваторы Сименс. Он представлял из себя прообраз современных мотоблоков, был оснащёндвухступенчатой трансмиссией, которая позволяла ему за час проходит наповышенной передаче 1,5 мили и на пониженной 0,75 мили. На машине былиустановлены 18 дюймовые колёса на одной оси, расстояние между ними было 24 дюйма, сама рабочаяширина мотокультиватора была 36 дюймов. Фреза работала со скоростью 150 об/мин и приводилась в движение от вала отбора мощности. В ней были установлены 20изогнутых лопастей фрез, с помощью которых, собственно, и производилось измельчениеземли. Большим приемуществом мотокультиватора Сименс была небольшая скорость её движения, которая позволяла добиваться очень качественной обработки почвы. В товремя машины Сименс оснащались бензиновыми двигателями мощностью 8 и 10 л.с., все они, конечно, были двухтактными.
1924 год Германия, чуть позже, талантливый немецкий инженер и изобретатель ХакоКох (Hako Koch) собирает свою первую модель ручного малого мотокультиватора, оснащённогобензиновым двигателем. В то время для Германии изобретение очень былоактуальное, так как страна только пережила первую мировую войну, и экономика её с сельским хозяйством были, мягко говоря, не на пике. Тем более, если сейчас в Германии в семье один-два ребенка или вовсе нет, то в начале XX века в этойстране как в прочем и в России семьи были весьма и весьма многодетные. Многиезанимались сельским и полунатуральным хозяйством, так что изобретениемотокультиватора в пользовалось популярностью. Но можно, только сказать, чтопервые мотокультиваторы представляли из себя двухтактные двигатели демонтированныес мотоциклов или мопедов, которые устанавливались на раме и имели ручкиуправления. Хако организовал компанию по выпуску мотокультиваторов и другихсельскохозяйственных машин. В настоящее время фирма Hako развивается достаточно успешно, только больше переключилась на выпуск уборочного и иного клинингового оборудования.
1937 год Германия, фирма Бунгарц Bungartz, которая специализировалась на выпуске автомобильных прицепов приступила квыпуску мотокультиваторов. Первоначально по лицензии Сименс, затем на основе собственных разработок. Продукты Бунгарц быливесьма и весьма совершенными, на многих уже в то время устанавливались трехступенчатые трансмиссии и двигатели DKW или BMW в 8 или 10 л.с. Модели Бунгарц обозначались латинскими буквами L, C, F и т.д.
Во время второй мировой войны фирма не снижала, а наращивала объёмы производства, ориентируясь только на оборудование для сельского хозяйства, за что попала в некоторую немилость у правительства нацистов, которые требовали от каждого производителя в Германии выпуска военной техники.
В настоящее время предприятия и заводы Bungartz преналежат очень крупному концерну MTD.
1945 год, окончена вторая мироваявойна, Германия как и вся Европаи СССР в руинах. Пора восстанавливать экономику и заново отстраивать хозяйство, но очень сложно для Германии, в которой многие талантливые инженеры осуждены за сотрудничество с нацистами или отправлены на работы вместе с оборудованием в страны антигитлеровской коалиции. Однако, фабриканту и основателю машиностроительного завода в г. Мёкмюль Эрвину Мехтелю вместе с партнёром и инженером Отто Гёлером удалось спасти от демонтажа часть производственных мощностей завода зубчатых колёс и, сохранив имеющееся сырьё, перевести производство всоседний с Мёкмюлем городок Руксен.
Уловив нужды и требования рынка (в первую очередь — местных виноделов), Мехтель и Гёлер решились на проект, который завершился выпуском продукта, сделавшегогород Мёкмюль известным в мире. Ныне название Agria в Германии порой используется в качествесинонима для обозначения культиваторов. В 1946-1947 гг., несмотря на перебои вснабжении и сложные условия работы, был сконструирован прототип мотокультиваторабез ведущего колеса, а вслед за ним — первая машина с одним ведущим. Определяется специализация завода: моторные устройства и транспортные средствадля сельского и лесного хозяйства. Кроме того развитию подобного направления техники способствовало то, что для Германии действовал некоторое время после окончания второй мировой войны запрет на изготовление больших двигателей и иных устройств, которыми можно оснастить военные машины. Поэтому вся послевоенная Германия заново отстроена на прототипах современных мотоблоков, мотокультиваторов и трехколесных мотороллеров.
Итак, первый мотокультиватор Agria создан. Но как жедальше, без денег и материала? Время работает на Agria: 1948 год ознаменовался денежной реформой, а план Маршалла создал принципиально новые рамочные условия для хозяйственного развития. Всё пришло в движение, наступила эпоха экономического чуда. Если в 1948 году в Мёкмюле радовалисьвыпуску сотой машины, то в 1958г. на выставке немецкого сельскохозяйственного обществаминистр и будущий федеральный президент д-р Любке поздравил Эрвина Мехтеля свыпуском уже стотысячной машины.
После выпуска малых машин фирмами Hako и Agria эстафету подхватили иные производители техники по всей Европе. В частности в Италии семьи Ferrari и Goldoni. Но это уже современная история.
dm-st.ru