Содержание

что это такое, какие они бывают (фото)

Фасад здания – это наружные стены строения со всеми сопутствующими архитектурными элементами и декоративной отделкой. Само название fasade походит от итальянского «faccia» — что означает «лицо». В архитектурной терминологии его синоним является экстерьер.

Мы разобрались, что такое фасад здания, а теперь осталось понять, как трактовать его виды конфигурации относительно окружения. Все их различают около 4 основных типов:

  1. Главный фасад.
  2. Лицевой или уличный.
  3. Дворовой или парковый.
  4. Боковой.

Главный фасад – это сторона здания, где находится главный вход. Он иногда совпадает с уличным. Сам же лицевой или уличный экстерьер – это та сторона дома, которая видна с улицы, то есть та, которая выходит к проезжей части. А такая, которая наоборот остается в тылу, будет называться дворовой или парковой. Хотя в старинных дворцах парк порой обустраивали с лицевой стороны.

Исторические изменения

Декор экстерьера здания, его пропорции и формы проектируются в соответствии конкретного архитектурного стиля, при этом у каждого строения будет свой индивидуальный дизайн и соответственно – внешний вид.

Первые жилые постройки, созданные человеком были обтянуты шкурой мамонта и других диких животных – вот такой был в период палеолита «фасадный материала». Но уже в мезолите экстерьер своих жилищ делали из адоба, либо просто обмазывали глиной.

Во время античности произошел настоящий взлет в архитектуре. Строение приобрели изысканность, порядок, четкую форму. Архитектурные приемы, которые использовались в то время, нашли отклик в последующих стилях эпохи Возрождения, Барокко, Рококо и Классицизме.

Колонны с роскошными капителями, лепной барельеф, виньетки и фризы – все это было создано античными мастерами, а сейчас только повторяется с помощью современных материалов.

Пик расцвета фасадного декора приходится на период Барокко. Элементы экстерьера в эту эпоху отличались особой сложностью, часто использовались объемные барельефы с уймой мелких, хорошо проработанных деталей. Но в отличие от Готики, здания были с округленными формами.

Готичные же здания тянулись ввысь, а сам декор был хоть и сложным, но удручающим, ведь целью готической архитектуры было показать низость человека перед богом и неизбежную кару после смерти.

Модерн, появившийся в XIX веке, смог частично отойти от канонов античности. Фасад дома в стиле модерн был гораздо проще, но в то же время не лишен интересного декора – причудливых форм, растительного орнамента и витражей. Последующие направления все больше склонялись к простоте и лаконичности.

Фасады зданий современных стилей (хай-тек, минимализм, лофт) лишены особенного декора. В них весь акцент ставиться на отделочных материалах и их гладкой, лишенной излишеств, поверхности. В отличие от Романского стиля, где экстерьер был представлен грубым природным камнем, в современных направлениях царствует строгая геометрия и новейшие материалы – металлический сайдинг, пластиковый, деревокомпозитные панели, энергосберегающие стеклопакеты размером в стену.

На сегодня отделка фасада здания может быть выполнена в таких направлениях, как классика, постмодерн и современные течения — хай-тек, био-тек, эко-стиль, минимализм, конструктивизм и лофт. Все зависит от предпочтений заказчика, идей архитектора и разрешений горсовета касательно строительства новых объектов в конкретном районе и изменений экстерьера старинных зданий.

Изменение фасада старинных сооружений

Кардинально менять экстерьер дома, который был построен в довоенный период, вряд ли кто-то разрешит. Так же, как построить что-либо в современном стиле рядом возле старинных архитектурных достопримечательностей. В европейских странах это строго запрещено. Поэтому в любом нормальном городе, который дорожит своей историей, комитет по архитектуре и градостроительству этот проект не одобрит.

Но это не значит, что вам нельзя сделать реконструкцию старинного фасада здания. Обычно такие постройки украшены гипсовой лепниной, которую можно заменить на более легкую полиуретановую или на сделанную из пенопласта с цементно-клеевым покрытием и декоративным слоем акриловой краски. Старый лепной декор демонтируется, делается штукатурка и покраска, а затем крепится современная лепнина.

Архитектурные элементы

Названия архитектурных элементов классического экстерьера:

  • Балюстрада – декоративные перила на балконах, лестницах и террасах с фигурными столбиками – балясинами.
  • Барельефы – выступающие фигурные лепные композиции растительной, анималистической, антропоидной тематики. Горельефы отличаются от барельефа тем, что по форме больше приближаются к объемной скульптуре.
  • Русты или рустовые камни – выпуклые прямоугольные части облицовки, которые служат для рельефной кладки поверх основной отделки. Рустовая кладка по углам здания придает его виду массивности и упорядоченности.
  • Консоль или кронштейн – фигурная опора для выступающих элементов экстерьера (балкона, подоконника, карниза), которая может быть любых размеров и форм, вплоть до объемной скульптуры.
  • Карниз – выступающий горизонтальный элемент по периметру здания, визуально разделяющий его по этажам, вдоль линии перекрытий.
  • Сандрики – декоративное оформление верхушки оконного проема.
  • Колонна – столбы цилиндрической формы из бетона, дерева или камня, зачастую являющиеся опорами для крыши, арки, террасы на втором этажи.

Иногда используются просто для декора без нагрузки. Верхняя расширенная часть, которая может иметь красивую декоративное оформление, называется капителью.

Виды современных фасадов

Экстерьер, который не имеет дополнительной декоративной отделки может быть:

  1. Кирпичный.
  2. Деревянный.
  3. Каменный.
  4. Бетонный.

Название «мокрый фасад» относится к отделке, для которой использовались различные растворы и смеси:

  • Оштукатуренный.
  • Плиточный.
  • Отделанный природным или искусственным камнем.

Есть еще и сухой вид, когда применяется облицовка с помощью каркаса и крепежей:

  • Фиброцементными плитами.
  • Плиткой из природного камня.
  • Блок-хаусом или вагонкой.
  • ПВХ-панелями и пр. сайдингом.

По такой технологии создается навесной вентилируемый фасад — это фасад что крепится к наружным стенам с помощью каркаса и имеет небольшой зазор между стеной дома и фасадной отделкой.

1pofasadu.ru

Фасад — Архитектурный словарь

(франц. facade, от итал. facciata, от faccia – лицо)

наружная сторона здания или сооружения. Различаются главный фасад, боковые, уличный, дворовый и др. Пропорции, членения, декор фасада обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения. В современном, особенно в массовом индустриальном строительстве, где здания окружены обширными пространствами, все фасады здания имеют одинаково важное значение.

* * *

наружная сторона здания или сооружения.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Источник: Архитектурный словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. фасад — Фасада, м. [фр. facade]. Передняя сторона здания. Большой словарь иностранных слов
  2. фасад — орф. фасад, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. фасад — ФАСАД, а, м. Передняя сторона здания, сооружения. Композиция фасада. За фасадом событий (перен.). • За фасадом чего, в знач. предлога с род. п. под прикрытием чего-н. За фасадом красивых фраз. | прил. фасадный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  4. фасад — ФАСАД здания, франц. главная, передняя, лицевая сторона. Дом для фасада строится. Фасадный чертеж. Фасовать стену плетневой, турлучной избы, южн. штукатурить, крыть глиною, затирать и белить. || Фасовать мельничное колесо, южн. вставлять кулаки, пальцы. Толковый словарь Даля
  5. Фасад — (франц. facade, от итал. facciata, от faccia – лицо) наружная сторона здания или сооружения. Различаются главный Ф., боковые, уличный, дворовый и др. Пропорции, членения, декор... Большая советская энциклопедия
  6. фасад — ФАСАД -а; м. [франц. façade] 1. Наружная, лицевая или каждая из сторон здания или сооружения. Красить ф. Дом выходит фасадом на набережную. Ф. дома украшен портиком. Шесть колонн по фасаду. Главный, боковой ф. Композиция фасада. Подновить... Толковый словарь Кузнецова
  7. Фасад — (франц. Façade, итал. Fronte) — внешняя сторона, в тесном смысле передняя, лицевая сторона здания, богаче других декорированная и в которой находится главный вход в него. Прочие стороны здания называются задним, надворным и боковыми... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. фасад — ФАСАД а, м. façade f. 1. Главная, лицевая часть здания. БАС-1. А к улицам тем домов фасады делать по плану и профилю. 1738. ПСЗ 10 464. Упражняться в архитектуре, а именно в рисовании планов, профилов и фасадов. 1750. // Пронина Дек. иск. 189. Словарь галлицизмов русского языка
  9. фасад — -а, м. 1. Наружная, лицевая часть здания или сооружения. Вход в театр открывался не по фасаду, среди колонн, а в боковой стене. Бруштейн, Страницы прошлого. На Лидо --- обновляли фасады отелей и пансионов. Павленко, Труженики мира. || с определением. Малый академический словарь
  10. фасад — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где façade < итал. facciata, суф. производного от faccia «лицо». См. анфас. Этимологический словарь Шанского
  11. Фасад — Нечто вначале нормальное и пригодное, затем утерявшее эти качества и ставшее испорченным. Слово фасад можно использовать по отношению ко многим вещам и понятиям: слова, дела, душе, телу, личности, предмету, сделкам, служению, религии и т.д. Ислам. Энциклопедический словарь
  12. фасад — ФАСАД, -а, м. Лицо. Толковый словарь русского арго
  13. фасад — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? фасада, чему? фасаду, (вижу) что? фасад, чем? фасадом, о чём? о фасаде; мн. что? фасады, (нет) чего? фасадов, чему? фасадам, (вижу) что? фасады, чем? фасадами, о чём? о фасадах... Толковый словарь Дмитриева
  14. Фасад — (франц. faзade, от итал. facciata, от faccia — лицо), наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и её окружения различают главный фасад, боковые, уличный, дворовый, парковый и др. Художественная энциклопедия
  15. фасад — Фаса́д/. Морфемно-орфографический словарь
  16. фасад — фас (фасад) лицо (передняя сторона здания) Ср. По фасаду. Ср. Фас нашего корпуса... выходил на Неву, прямо против нынешней Исаакиевской площади. Лесков. Кадетский монастырь. Ср. Я глядел на немое песчаное поле... на желтоватые фасады далеких зданий. Фразеологический словарь Михельсона
  17. фасад — фасад I м. Наружная сторона здания, сооружения. II м. Вертикальная проекция объекта. Толковый словарь Ефремовой
  18. фасад — фаса́д род. п. -а. Из франц. fac̨ade от ит. fассiаtа – то же (Гамильшег, ЕW 400; Доза 310). Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. фасад — Фасад, фасады, фасада, фасадов, фасаду, фасадам, фасад, фасады, фасадом, фасадами, фасаде, фасадах Грамматический словарь Зализняка
  20. фасад — ФАС’АД, фасада, ·муж. (·франц. facade). Передняя сторона здания. Фасад здания украшен флагами. Дом обращен фасадом на юг. «Я глядел... на желтоватые фасады далеких зданий.» А.Тургенев. Толковый словарь Ушакова
  21. фасад — сущ., кол-во синонимов: 17 видимость 32 вывеска 16 германизм 176 лицо 135 одна слава 7 одно название 13 парадный фасад 4 перед 18 прикрытие 37 сторона 57 только название 7 только слава 7 фас 12 фасадик 1 фейс 12 фикция 22 форма 79 Словарь синонимов русского языка

gufo.me

Дворовые фасады

Спиридоновская, 8

Главная     Фасад     Двор     Подъезды и служебные лестницы

Дворовые фасады в противовес главному лепных элементов лишены, однако фасадные плоскости здесь декорированы посредством орнаментальных кирпичных тяг, филенок и обрамлений. В центральной части лицевого крыла со стороны двора расположен мощный ризалит огромной глубины со скругленным правосторонним внешним углом, в котором устроены световые окна размещенной здесь лестницы черного хода.

Общий вид снизу вверх периметра двора

Лицевое крыло

Большой ризалит

В углах на стыках лицевого и боковых крыльев располагаются большие световые окна подъездов, в двух противоположных углах двора размещены входы служебных лестниц боковых крыльев.

Тыльное крыло оборудовано собственным подъездом, лестничная клетка которого отчасти размещается в полукруглом башнеподобном ризалите. В нем же расположен вход и световые окна означенного подъезда. Справа от ризалита тыльного крыла оборудован дополнительный проезд, через который осуществляется сообщение основного двора и небольшого служебного позади дома.

Вид части тыльного и левостороннего крыльев

Вид части тыльного и левостороннего крыльев с крыши, фото: Екатерина Гамарник

Тыльное крыло

Общий вид

Ризалит подъезда, общий вид снизу вверх

Новодельные ограждения одного из балконов

Боковые крылья

Левостороннее крыло, балкон

Правостороннее крыло, общий вид

Окно служебной лестницы на стыке тыльного и правостороннего крыльев

Наиболее значимыми декоративными элементами дворовых фасадов являются не только декоративные вставки кирпичной кладки высокого художественного уровня, но и великолепные аутентичные трехдольные готические переплеты окон подъездов.

Крыша

Брандмауэр

Правосторонний брандмауэр дома, общий вид со стороны соседнего двора по Спиридоновской, 6

Использованная литература и архивы

  • «Зодчие Одессы». В. Пилявский
  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
  • «Архитектура Одессы. Стиль и время». В. Пилявский
  • «Одесса. Архитектурно-исторический очерк». В. И. Тимофеенко
  • Сайт Ю. Парамонова
  • Исторические сведения о доме

Авторы

archodessa.com

фасад дворовый - это... Что такое фасад дворовый?

  • Фасад - получить на Академике действующий промокод Республика или выгодно фасад купить со скидкой на распродаже в Республика

  • Фасад здания — наружная сторона здания или сооружения. Различают главный фасад, уличный фасад, дворовый фасад и др... Источник: РЕШЕНИЕ Совета депутатов городского округа Железнодорожный МО от 18.10.2006 N 03/17 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНОГО… …   Официальная терминология

  • фасад — Наружная стена здания или сооружения; различают Ф. главный, боковой, дворовый и др. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] фасад Наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации… …   Справочник технического переводчика

  • Фасад —         (франц. faзade, от итал. facciata, от faccia лицо), наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и её окружения различают главный фасад, боковые, уличный, дворовый, парковый и др. Пропорции,… …   Художественная энциклопедия

  • Фасад — – лицевая сторона здания. Различают фасады: главный, боковой, задний, уличный, дворовый, садовый …   Словарь строителя

  • Фасад — Лицевая сторона здания. Различают фасады: главный, боковой, задний, уличный, дворовый, садовый. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов наружная стена здания или сооружения; различают Ф. главный, боковой, дворовый и др. (Болгарский… …   Строительный словарь

  • фасад — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? фасада, чему? фасаду, (вижу) что? фасад, чем? фасадом, о чём? о фасаде; мн. что? фасады, (нет) чего? фасадов, чему? фасадам, (вижу) что? фасады, чем? фасадами, о чём? о фасадах 1. Фасадом… …   Толковый словарь Дмитриева

  • фасад — 3.1.15 фасад: Ортогональная проекция наружной стены здания или сооружения на вертикальную плоскость. Примечание Различают фасады главный, боковой, дворовый и др. 3.1.16 Источник: ГОСТ Р 21.1101 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Фасад — У этого термина существуют и другие значения, см. Фасад (значения). Архитектурный образ: фасад Большого театра украшен портиком с композитным ордером, скульптурной группой (квадрига с Аполлоном) и гербом СССР …   Википедия

  • ФАСАД — (франц. facade, от итал. facciata фасад, от faccia лицо) наружная (лицевая) сторона сооружения. Различают Ф. главный, боковой, дворовый и др. Пропорции, членения, декор Ф. обусловлены функцией сооружения, особенностями его конструктивного и… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Фасад — (франц. facade, от итал. facciata, от faccia – лицо)    наружная сторона здания или сооружения. Различаются главный фасад, боковые, уличный, дворовый и др. Пропорции, членения, декор фасада обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями …   Архитектурный словарь

  • Фасад — (франц. facade, от итал. facciata, от faccia – лицо)         наружная сторона здания или сооружения. Различаются главный Ф., боковые, уличный, дворовый и др. Пропорции, членения, декор Ф. обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями… …   Большая советская энциклопедия

  • build_ru_tuk.academic.ru

    главный, лицевой, их ремонт и отделка, применяемые в проектировании системы

    Содержание:

    1. Разновидности
    2. Лицевой фасад: материалы для оформления
    3. Что такое сайдинг?
    4. Главный фасад: виды конструкций
    5. Дополнительная классификация


    Некоторые люди задаются вопросом о том, что такое фасад здания? Каково его определение? Это лицевая сторона постройки, расположенная снаружи.

    Понятие «фасад» имеет еще одно значение: это чертеж ортогональной проекции здания. Проекция осуществляется на плоскость, расположенную вертикально.

    Лицевая сторона встречается разных видов, что во многом зависит от его форм, пропорции, архитектуры. Как гласит википедия, различают следующие разновидности:

    • главный;
    • боковой;
    • задний;
    • уличный;
    • дворовый.

    Разновидности

    Лицевая сторона здания называется фасадом, именно она встречает гостей. Но следует учитывать, что и другие стороны здания тоже являются фасадами. Однако они не лицевые, а боковые, задние и так далее. Все они разделяются по конструктивным особенностям:

    1. Каменные, кирпичные.
    2. Бетонные, монолитные.
    3. Светопрозрачные.
    4. Навесные вентилируемые конструкции. Они различаются по облицовке. Облицовка может быть выполнена: керамогранитом, панелями из алюминия, из фиброцемента, металлокассет, сайдинга, блокхауза, декоративной доски, нержавеющей стали.
    5. Медиафасфад. Это наиболее современная разновидность лицевой стороны здания. В данном случае устанавливаются экраны. Все вместе данные экраны образуют видеокартинку. В итоге лицевая сторона здания выглядит как один большой экран. Смотрится очень модно и современно.

    Чтобы красиво оформить главную сторону, некоторые профессионалы советуют применить лепнину, изразцы. Можно воспользоваться обыкновенной штукатуркой, окраской.

    Лицевой фасад: материалы для оформления

    Для того чтобы оформить главный вид здания, применяют следующие материалы:

    • камень;
    • сайдинг;
    • панель;
    • штукатурка;
    • кирпич для облицовки.

    Что наиболее часто используется

    Для отделки лицевой стороны часто используют камни. Можно применять как натуральные, так и искусственные камни. Наибольшей популярностью пользуются следующие натуральные камни:

    • мрамор;
    • известняк;
    • гранит;
    • габбро.

    Искусственные камни очень популярны. Особым спросом пользуется архитектурный бетон. Его еще именуют «белым камнем». Из «белого камня» можно создать элементы декора для окон и дверей, а также навесные панели.

    Подобное оформление может быть достаточно длинным (несколько кв.м). Причем толщина «белого камня» небольшая и составляет около 10 см.

    Что такое сайдинг?

    Сайдинг — это материал для облицовки здания. Материал представлен в виде горизонтально расположенных панелей. Они скрепляются между собой непосредственно на стене здания. Сайдинг — это очень универсальный и привлекательный элемент облицовки:

    1. При помощи сайдинга можно добиться разнообразия в создании форм.
    2. Он очень прост в эксплуатации.
    3. Его можно изготовить из самых разнообразных материалов.

    Разновидности сайдинга

    1. Из винила. Сайдинг из данного материала достаточно прочный, долговечный, практичный. Здание становится привлекательным за счет блестящих свойств материала.
    2. Из пенопласта. Снижается теплоотдача здания. Это имеет огромное значение для зданий, расположенных в суровой климатической зоне. Плюсами сайдинга из пенопласта является также увеличение паропроницаемости постройки, влага не скапливается на стенах.
    3. Из металла. Именно отделка из металла добавит зданию долговечности и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
    4. Из стали.
    5. Из дерева. Главный фасад с такой отделкой выглядит эстетично, создается отличная теплозащита постройки.
    6. Из цемента.

    Благодаря всем этим преимуществам сайдинг постепенно вытесняет многие перечисленные материалы (в частности, штукатурку).

    Штукатурка, как материал для облицовки наружной части здания, также применяется очень часто и старается не сдавать своих позиций. Разработаны следующие виды штукатурки: минеральные, полимерные, мозаичные, структурные, камешковые.

    Главная сторона должна выглядеть привлекательно, так как именно она является «лицом» постройки.

    Главный фасад: виды конструкций

    Что включено в определение фасад, можно понять и выяснить посредством изучения информации.

    Ко всем видам главных видов зданий и сооружений предъявляются два основных требования:

    1. Защита сооружения от воздействия внешних факторов.
    2. Эстетический эффект.

    Он может быть:

    • сухим;
    • мокрым.

    «Сухой» вид фасадных систем изготавливается без применения клеевых основ и специальных строительных растворов. Таким образом, любая часть крепится с помощью гвоздей, саморезов и других элементов. Примером сухих фасадов является сайдинг.

    «Мокрые» фасады монтируются с помощью строительной смеси. Примерами являются: штукатурка, отделка клинкерной плиткой ( чтобы ее закрепить необходима клеевая основа) и другие.

    Что понадобится для данного вида

    Доступны для широкого круга покупателей. Он состоит из следующих прослоек:

    1. Утеплитель (это внутренний слой).
    2. Стеклосетка. С ее помощью монтажники укрепляют стены.
    3. Декоративная штукатурка. Она бывает любой формы и расцветки.

    Для изготовления не понадобятся сложные схемы и всевозможные алюминиевые крепления, плитка и керамические кирпичи, а утеплитель достаточно просто укрепить, используя сетку и болты. Но есть и небольшой нюанс — при температуре ниже +5 °С монтировать подобную систему нельзя.

    Огромным плюсом является то, что монтаж можно производить независимо от времени года и погодных условий. «Мокрый» фасад придает зданию целостность, но он напрямую зависит от погодных условий и климата.

    Дополнительная классификация

    На сегодняшний день известно деление данного строительного материала на следующие типы:

    • вентилируемые варианты;
    • невентилируемые варианты.

    Технология вентилируемых систем основана на формировании зазора для вентиляции, который располагается между стеной и фасадным материалом.

    В зазоре начинает свободно циркулировать воздух, благодаря этому влага и сырость испаряются. А сам материал качественно защищает перекрытия помещений от всевозможных атмосферных воздействий.

    Из чего состоит вентфасад

    Данный вид должен состоять из трех слоев:

    1. Минеральный утеплитель ( он располагается изнутри.
    2. Воздушная прослойка (это средний слой).
    3. Облицовочная часть ( наружный слой). Чаще всего снаружи его покрывают керамической плиткой. Она аккуратно смотрится и имеет массу расцветок.

    Вентилируемые фасады и иные системы, содержащие алюминий, стоят недешево. Главный момент в этом случае — это соответствие «цена-качество».

    Невентилируемый фасад используется, когда у здания отсутствует наружное утепление. Если фасад необходимо установить на деревянное здание, то лучше использовать вентилируемую систему, так как деревянные стены сами по себе выделяют большое количество влаги. Если не избавляться от скопления влаги, то деревянный дом попросту начнет гнить.

    stofasadov.ru

    Дом на Николаевской. Фасад и дворы.: amsmolich — LiveJournal

    Впервые в этом доме я была на экскурсии лет десять назад. Ту экскурсию проводили Наталья Павловна и сотрудник библиотеки Галина Николаевна.
    До этой экскурсии я уже много слышала об обитателях этого дома, о богатом внутреннем убранстве. Несмотря на это, увиденное на экскурсии, всё равно потрясло меня. Нигде больше в нашем городе ничего подобного я не видела.
    Дом этот построен в стиле северный модерн, которым в нашем городе никого не удивишь. Но этот модерн особенный, это национальный русский северный модерн, особенно хорошо это чувствуется внутри дома.
    В четверг 19 июля мы собрались туда вчетвером, но Лену К. как назло в этот день срочно вызвали из отпуска на работу. Надо ли говорить, что tokolzina также в последний момент не смогла. Как она сама это прокомментировала – «Это уже не смешно». Таким образом, мы пошли вдвоём с Леной Д.


    Кое-что я помнила из той экскурсии, кое-что почитала перед тем, как туда пойти. И как смогла, постаралась рассказать Лене. После экскурсии позвонила Лене К., рассказать, как мы замечательно провели день. Лена хорошо поставленным преподавательским голосом требовательно спросила: «А почему ты ещё не написала?». Итак, выполняю обещанное – пишу про наш поход.

    30 июня 1906 года у ДСС М.Н. Журавлева был приобретен участок земли, который находился на Николаевской (Марата) №72. Участок приобрело Торгово-промышленное товарищество Анны Петровны Чувалдиной и Филадельфа Геннадьевича Бажанова (зять А.П. Чувалдиной).
    Все строения, размещавшиеся на участке (каменный дом и служебные постройки), были снесены, так как Товарищество решило возвести новое здание. Первоначально разработка проекта была поручена гражданскому инженеру Б.И. Конецкому, который скоропостижно скончался в октябре 1906 года. Тогда Товарищество обратилось к гражданскому инженеру Павлу Федотовичу Алёшину, с которым заключили контракт.
    Алёшин (1881 – 1961) был из Киева, отец его был строительным подрядчиком. Он отправил учиться сына в Петербург, где Алешин окончил институт гражданских инженеров. В 1906 году Алёшин продолжал образование в Академии художеств. Получив столь лестный заказ, Алешин прервал занятия на архитектурном отделении, и целиком посвятил себя работе. Приступив к разработке проекта в конце 1906 года, уже 12 февраля 1907 года ему утвердили этот проект в техническом отделе Петербургской городской управы. А через три дня, 15 февраля 1907 года, Павлу Федотовичу исполнилось 25 лет. Молодой инженер, без опыта работы, без помощников и компьютеров в сжатые сроки сдал проект.
    Сохранились анкеты членов Товарищества, которые они заполняли перед началом проектирования дома. В них содержались вопросы о составе семьи, где и в каких условиях каждый из них живет сейчас, сколько времени главе семьи приходится добираться на службу и множество других. Только после обработки этих сведений приступили к проектированию. Дом не такой уж и огромный, как кажется на первый взгляд, учитывая, что квартиры были большими – от 100 кв. м. Следует сказать, что при проектировании Алёшин был обязан считаться с условиями, выдвинутыми заказчиком, желавшим, чтобы в здании могли разместиться апартаменты директора Товарищества, служебные помещения правления с обширным залом для заседаний, 30 квартир для служащих Товарищества, насчитывающих от 3 до 8 комнат, общежитие для молодых сотрудников и артельщиков с кухней и столовой, кладовые для хранения товаров, а также прачечные и прочие хозяйственные службы, вплоть до конюшни. К тому же Алёшину было предъявлено категорическое требование «не иметь темных помещений и высоких корпусов» .
    Учитывая необходимость рационального использования земельного участка и выполнения требования о размещении в здании множества служебных и жилых помещений, Алёшин при относительно небольшой протяженности лицевого фасада дома сильно вытянул его в глубину участка. От основного трехэтажного здания, фасадом на Николаевскую, с обеих сторон длинными узкими полосами отходят разноэтажные дворовые корпуса. Между продольными (боковыми) дворовыми флигелями располагаются поперечные корпуса, образующие три внутренних двора, соединяющиеся высокими арками. Всего в здании Товарищества два трехэтажных, два четырехэтажных, два пятиэтажных боковых флигеля, один пятиэтажный и два четырехэтажных поперечных дворовых корпуса. Замыкает участок трехэтажный задний флигель.

    Разумеется, особое внимание Алёшин уделил лицевому фасаду главного здания, первоначальный проект которого сохранился в архиве. На фасаде имелось два внушительных эркера. Правый представлял собой полукруглую башню, завершавшуюся высокой конусообразной кровлей, а левый – остроконечным шпицем. Большим разнообразием отличались формы оконных проемов – шестиугольные окна первого этажа, прямоугольные – второго и полуциркульные окна третьего этажа. Широкие простенки между окнами второго и третьего этажей центральной части фасада заполнялись пилястрами с майоликовыми капителями, а в узком пространстве между полуциркульными окнами третьего этажа размещались ещё и маленькие колонки, а окна второго этажа обрамляли майоликовые наличники. И ещё много других мелких деталей.

    Видимо позже Алёшин понял, что несмотря на то, что в целом фасад получился красочным и эффектным, но перенасыщенность различными декоративными элементами разрушала цельный облик. Он увидел слабые места проекта и уже после начала строительства переделал фасад. Таким образом результат значительно отличается от первоначального проекта. Вот фото ~ 1910 года:

    Интересно, что, видимо во избежание бюрократических проволочек, Алёшин отправил новый чертеж фасада в Городскую управу с просьбой «таковой переутвердить, как сверенный с натурой взамен утвержденного» лишь 13 марта 1910 года, то есть тогда, когда здание было уже полностью построено и отделано. Естественно, управе оставалось только признать свершившийся факт и согласовать окончательный вариант фасада.

    Наибольшие изменения претерпела центральная часть фасада. Алёшин убрал все пилястры и колонки, аркатурные пояса, майоликовые вставки и наличники. Все окна стали прямоугольными, кроме того плоскость второго этажа не выделяется путём облицовки грубоколотым гранитом, хотя изначально это предполагалось. Зато появился резной каменный фриз растительного орнамента:

    В правой части нет эркера в виде полукруглой башни. Нет и высокого конуса:

    Левый эркер изменился не так сильно как правый, но тоже отличается от первоначального проекта:

    После общего осмотра фасада мы с Леной принялись разглядывать детали:

    Водосточные трубы украшены растительным орнаментом. Если посмотреть на фотографию 1910 года (выше), то видно, что сток труб убран в тротуар, вода не хлещет по ногам. Почему так сейчас не делают, мне совершенно непонятно. Кроме того, все водосточные трубы, вернее верхние их части, подлинные. Они сделаны из меди. Когда в начале 1990-х опять пришёл гегемон, нижние части труб бесследно исчезли. Поэтому, после того как их восстановили, все трубы перекрасили в унылый зелёный цвет, чтобы никто не догадался. Кстати, по этой же причине закрашена черной краской входная дверь, она тоже из цветного металла.

    Дымовые трубы в форме башенок:

    Кровля была сделана из оцинкованного железа, уложенного по деревянной обрешетке, но для покрытия лицевого ската крыши главного корпуса (площадью около 40 кв. саженей) употребили оригинальный и очень дорогой материал – металлизированную черепицу. Поставляло её производство О.О. Гольдвейна и П.К. Ваулина. Металлизированная черепица представляла собой железные пластины, имеющие форму черепицы и покрытые глазурью зеленовато-желтых тонов. По словам Алёшина, на железную основу наносился «слой глазури с золотом» . По-видимому, жидкое золото входило в состав глазури и придавало ей требуемый оттенок.

    В соответствии с прекрасным правилом, существовавшим в начале ХХ века, Алёшин был не только автором проекта дома, но и руководил его строительством. Он получил от Чувалдиной и Бажанова весьма широкие полномочия. Он имел право по своему усмотрению заключать и расторгать договоры с подрядчиками и поставщиками, контролировать качество и сроки выполнения работ, а также сноситься по всем вопросам с городской управой. По существу, Алёшин заключил контракты почти со всеми известными петербургскими предпринимателями, специализировавшихся на разных видах строительных и отделочных работ. Сам он тщательно прорабатывал каждую деталь, выполняя множество чертежей, рисунков и шаблонов, передававшихся затем непосредственным исполнителям.

    Торжественная закладка дома состоялась 29 июня 1907 года. Как только завершились основные строительные работы, немедленно начались отделочные. За оформление лицевого фасада мелко накованными гранитными плитами взялось акционерное общество «Гранит», владевшее каменоломнями в Финляндии и камнеобрабатывающими мастерскими в городе Ганге (Ханко). Обработанные там плиты светло-красного гангутского (гангеутского) гранита доставляли затем в Петербург, где мастера общества устанавливали их на фасаде дома. Из того же гангутского гранита по моделям, присылавшимся Алёшиным, исполнялись в Ганге и разные орнаментальные детали фриза, колонок и оконных обрамлений.

    Убранство фасада дополняли четыре бронзовых флагодержателя, отлитых фирмой В.В. Гаврилова

    и медные карнизы, патинированные «под зеленую помпейскую бронзу», которые выполнил завод К.Винклера. По указанным выше причинам, это всё также выкрашено сейчас в унылый зеленый цвет.

    На том же заводе были сделаны из кованного железа ажурные ворота с накладными бронзовыми украшениями, парапетные и балконные решетки. Ворота эти сгинули в неизвестном направлении, поэтому сейчас сделаны новые ворота, напоминающие старые:

    Массивные бронзовые двери Алёшин выписал из Англии.

    Видно, что ручка бронзовая, так же как и вся дверь:

    Английский дуб:

    Жаль, что сейчас нельзя увидеть эффектное сочетание светло-красного гранита, зеленовато-золотистой черепицы, патинированнй бронзы и яркой меди.
    Налюбовавшись фасадом, мы перешли Марата вне зоны пешеходного перехода и отправились осматривать дворы. Дворы сейчас моют, чистят, ремонтируют. Поэтому ворота не заперты, надо просто толкнуть дверь и спокойно зайти.

    Одновременно с отделкой дворовых фасадов велось сооружение многочисленных лестниц. Всего в доме насчитывалось 4 парадных и 14 так называемых служебных лестниц. Три парадных во дворе и главная парадная лестница с Николаевской. В трех дворовых парадных были устроены туалетные комнаты для посетителей и гостей. В советское время из этих туалетных комнат были сделаны отдельные квартирки. Площадь их несколько превышает стандартную хрущевку.
    Для устройства столь большого количества лестниц Алешину пришлось прибегнуть к услугам целого ряда предприятий по обработке натурального камня.
    Вход в квартиру хозяев дома был, кроме парадного с Николаевской, еще с первого двора и из-под арки. К сожалению войти в хозяйскую парадную, что находится под аркой нам не удалось, но получилось войти в другую. Она выглядит точно так же, как и хозяйская, когда я была там с экскурсией десять лет назад. К ноябрю 1908 года все служебные и парадные лестницы были готовы.

    Фонари и перила в парадных выполнены по рисункам Алёшина.

    В парадных подлинные рамы, фурнитура. Везде в парадных сохранились подоконники из серого мрамора.

    Черные лестницы были снабжены электрическими подъемниками для дров, белья и прочих грузов. Электропроводка была скрыта под штукатуркой.

    Любопытно, что дворы этого дома всегда оставались сухими. От сырости и грунтовых вод здание спасала специальная изоляция фирмы "Бюро Вега".
    Это один из первых домов в городе с «подвесными дворами» – огромные пространства (подвалы и полуподвалы непосредственно под домом – существуют отдельно) расположенные под асфальтом дворов. Как сейчас делают подземные гаражи, так в этом доме было создано полноценное подземное пространство с потолком. В настоящее время оно никак не используется и находится в ветхом состоянии. Идет постоянная борьба с грунтовыми водами и приходится регулярно проводить ремонт инженерных коммуникаций.

    Отопление по тем временам было установлено самое современное – паровое. Кроме того, все помещения кондиционировались, то есть через систему вентиляции подавался предварительно нагретый и увлажненный воздух! Дом находился на полном самообеспечении. В ванных комнатах были не только тёплые полы, но и теплые стены!

    Все перекрытия в доме из железобетона, что также было новинкой в то время.

    Дворовые фасады были отделаны значительно скромнее. Однообразие однотонной облицовки оживлялось широким майоликовым фризом синевато-фиолетового цвета на корпусах первого и второго дворов и зеленого - на корпусах третьего.

    Главная квартира дома – квартира Екатерины Владимировны и Филадельфа Геннадьвича Бажановых располагалась по периметру первого двора на первом и втором этажах. Это была обычная квартира (порядка 40 комнат). Семья была большая – к моменту въезда семьи в этот дом детей было одиннадцать.

    Летом 1908 года тот же подрядчик Д.А. Белов, который производил кирпичную кладку здания, облицевал белым облицовочным кирпичом дворовый фасад главного корпуса и все фасады флигелей.

    Цоколи, кронштейны и декоративны пояса выполнялись из гранита. Причем все гранитные детали на фасадах флигелей первого и второго дворов вырубались из красного гангутского гранита, а остальные элементы каменного декоры фасадов второго двора ивсё каменное убранство фасадов третьего двора из гранита других ломок, внешне однако почти не отличавшегося от гангутского.

    Дом этот никогда не был доходным, то есть квартиры не сдавались внаём. Все помещения дома, кроме хозяйской квартиры (сейчас помещение библиотеки), до сих пор жилые. Дом является памятником федерального значения.

    Третий двор меньше двух первых, но с южной стороны флигель невысокий – трехэтажный, поэтому во дворе всегда светло:

    Гараж для хозяйского автомоби

    amsmolich.livejournal.com

    Фасад — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Архитектурный образ: фасад Большого театра украшен портиком с композитным ордером, скульптурной группой (квадрига с Аполлоном) и гербом СССР Крепление светопрозрачного фасада с помощью связей Macalloy 460

    Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

    Также фасадом называют чертёж ортогональной проекции здания на вертикальную плоскость.

    Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

    Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

    Элементы фасадов

    Конструкции и материалы

    Наружная стена может быть несущей или только ограждающей конструкцией. От её функций зависит и выбор материалов.

    Фасады могут быть:

    • Кирпичные, каменные
    • Деревянные (из брусьев, бревен и т. д.)
    • Монолитные — бетонные
    • Оштукатуренные (окрашенные)
    • Светопрозрачные
    • Теплоизоляционные композиционные с тонким наружным штукатурным слоем (WDVS, EIFS, ETICS, СФТК, ШТИФС)
    • Навесные вентилируемые фасады с облицовкой:
    • керамогранитом
    • алюминиевыми композитными панелями
    • фиброцементными отделочными панелями
    • металлокассетами
    • сайдингом
    • блокхаузом, декоративной доской или вагонкой
    • на кронштейнах из нержавеющей стали (А4, DUPLEX), с облицовкой лицевым кирпичом или другими мелкоштучными материалами.

    Для художественной отделки фасадов используют лепнину, изразцы, декоративную или обычную штукатурку, отделку камнем, окрашивание.

    В современном строительстве для устройства фасадов зданий используют фасадные системы, в частности вентилируемый фасад, светопрозрачный фасад, мокрый фасад.

    Материалы

    При изготовлении фасадов применяются такие материалы как камень, сайдинг, панели, фасадная плитка, штукатурка, облицовочный кирпич.

    Камень для отделки фасадов может быть натуральным или искусственным. Разновидности натурального камня: известняк, мрамор, гранит, травертин, диорит, габбро.

    Среди искусственных видов камня можно выделить архитектурный бетон с внутренним пространственным армированием (т. н. «белый камень»). Искусственный «белый камень» позволяет изготавливать как отдельные элементы декора (обрамления окон, дверей, входные группы, балюстрады, русты и т. д.), так и целые участки фасада (навесные панели) с барельефами и лепным декором. Площадь подобных панелей может достигать нескольких квадратных метров при относительно небольшой толщине (до 10 см).

    Сайдинг — облицовочный материал в виде горизонтальных панелей. Может быть виниловый, металлический, стальной, деревянный сайдинг, цементный сайдинг.

    Штукатурка

    • минеральные штукатурки
    • полимерные штукатурки
    • мозаичные декоративные штукатурки
    • структурная штукатурка
    • камешковая штукатурка
    • «короед»

    Примечания

    См. также

    wikipedia.green

    Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/enkistroy.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 942 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/enkistroy.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 975

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о