Гармония цвета — основные правила сочетания цветов.

А что Вы знаете о гармонии? А о гармонии цвета? Многие ориентируются в подборе цветов на свою интуицию, а некоторых она даже не подводит. Так и со мной было, пока я не поняла, что чего-то не доделываю, в чем-то мои работы все же уступают другим. Для себя я выделила несколько пунктов, но пожалуй основным было пресловутое СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ.

У меня нет ни дизайнерского, ни художественного образования, поэтому ниже привожу только то, чему смогла научиться сама и чему продолжаю учиться до сих пор.

Итак, существуют три основных цвета

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 1

Красный, синий, желтые, все остальные цвета, производные от этих трех. Которые получаются путем смешивания

жёлтый + красный = оранжевый

жёлтый + синий = зелёный

красный + синий = фиолетовый.

В свою очередь

жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый

красный + оранжевый = красно-оранжевый

красный + фиолетовый = красно-фиолетовый

синий + фиолетовый = сине-фиолетовый

синий + зелёный = сине-зелёный

жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный

Таким образом, мы получаем, цветовой круг из 12-ти цветов, вот оно наше оружие!!!

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 2

А теперь главное научиться эти цвета гармонично сочетать. Существуют определенные способы комбинации цветов цветового круга. Приведу самые распространенные

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 3

Дополнительные — Эти цвета друг напротив друга на цветовом круге.

Аналогичные — Эти цвета расположены рядом друг с другом на цветовом круге. Они хорошо сочетаются и создают спокойный и комфортный дизайнГармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 4

Классическая триада — используются цвета, которые равномерно распределены по всему цветовому кругу.

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 5

Контрастная триада — хоть и контрастная, но для новичков считается оптимальной, ее сложно испортить.

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 6

Гармония четырех цветов — такой вариант лучше будет работать, если главным, доминирующим будет лишь один из цветов.

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 7

Помимо этого цвета различают по тону – градация от светлого к темному.

Оттенки одного цвета, лежащие в одном спектре круга, называют монохромными

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 8

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 9

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 10

Из собственного опыта, я заметила, что создать изделие из светлых пастельных тонов получается гораздо проще, потому что они производят единое впечатление, нежности и невесомости.

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 11

Если вы матерый дизайнер, старайтесь что бы в вашем изделии было не больше трех цветов. Зачастую этого достаточно, чтобы изделие не казалось скучным, вызывало интерес. При этом это не должно быть равное количество этих цветов, существует такое правильное процентное соотношение

60 +30 +10

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 12

60% охватывает большее пространство и является основной темой дизайна.

30% для создания контраста и визуального интереса

10% некоторый акцент, который может придать изюминку, придать законченный элегантный вид.

Гармония цвета - основные правила сочетания цветов., фото № 13

Конечно, в одной публикации уместить абсолютно всю информацию не возможно, поэтому вот еще несколько книг на заданную тему:

Савахата Леса Гармония цвета. Справочник. Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций.

Чидзиива Х. Гармония цвета: Руководство по созданию цветовых комбинаций.

Гилл Марта Гармония цвета Пастельные тона., Гармония цвета. Естественные цвета.

Тина Саттон Гармония цвета — Полное руководство по созданию цветовых комбинаций

Книг данной тематики конечно бесконечное множество, которые из них лучше знают профессионалы, но в этих для себя я нашла много полезного.

Себе книгу я купила не так давно, до этого пользовалась их электронными версиями (спасибо интернету) и виртуальными генераторами цвета, ими я правда пользуюсь до сих пор. Очень удобно.

P.S Спасибо за внимание. Надеюсь эта статья поможет тем, кто делает первые шаги в изучении гармонии цвета.

Теория цветовой гармонии – PhotoDrum.com – сайт дизайнера

Цветовой гармонией называется теория сочетания цветов в искусстве или моде, которые являются гармоничным для глаза. Другими словами, это теория о том какие цвета хорошо гармонируют друг с другом. Именно поэтому у Халка фиолетовые штаны, или, X-Men одеты в желтые и синие костюмы. Эта теория является причиной почти всех цветовых дизайнерских решений:

xxx_e02_hulk_comics_25_characters1-300x289 Теория цветовой гармонии2966105-2245419120-10-091-235x300 Теория цветовой гармонии

Содержание

Цветовой круг

Вся цветовая гармония основана на концепции цветового круга. Вы можете изучить теорию цветового круга здесь. По существу, это круг со всеми цветами, которые расположены по кругу. Основные цвета этого круга равноудалены на трех точках. Обычно это красный, синий и желтый цвета. В области живописи, где цветовой круг и возник, этих три основных цвета использовались для смешивания и получения практически всех других цветов. В современной печати они заменились пурпурным, голубым и желтым цветами. Черный цвет создает более темные цвета, таким образом у нас и получается цветовая модель C, M, Y, K.

Между этими основными тремя цветами на круге находятся смешанные цвета: фиолетовый – между красным и голубым, оранжевый – между красным и желтым и зеленый – между желтым и голубым. Теоретически, на круге присутствуют все цвета.

color-wheel-800x710 Теория цветовой гармонии

На цветовом круге, ближе к его центру, цвета менее чистые. В тоже время, ближе к внешнему краю круга, цвета становятся более чистыми и более насыщенными. Если представить цветовой круг в 3D пространстве (см. изображение выше), то можно разделить темные цвета от светлых и насыщенных. Очень важная вещь, которую необходимо знать, заключается в том, что в цветовой гармонии темные или светлые цвета, также как насыщенные и блеклые, не меняют своего положения на цветовом круге. Оранжевый может варьироваться от темно-коричневого цвета, до ярко-оранжевого или до бледно-розового тона. Все это будет оранжевым цветом, когда дело доходит до цветового круга.

cvetovoj_krug-797x800 Теория цветовой гармонии

Ключевой цвет

После, непосредственно, цветового круга, следующая значимая вещь, которую необходимо понять – ключевой (основной) цвет. Основной цвет – это доминирующий цвет вашего дизайна. Это цвет, который вы не можете изменить. Если вы рисуете картину с Халком, то ваш ключевой цвет это зеленый, поскольку это цвет вы не можете изменить. Если вы создаете портрет человека, то тон кожи и будет ключевым цветом. И если вы работаете над фотографией продукта, то цвет вашего продукта является ключевым цветом.

При определении вашей цветовой гармонии, вам нужно сначала определить ключевой цвет. И исходя из этого, вы можете посмотреть на различные виды гармоний и решить, какая из них вам больше всего нравится, или которая лучше всего подходит для вашего дизайна.

ТИПЫ ГАРМОНИЙ

Контрастная гармония

color-wheel-direct-250x2501 Теория цветовой гармонии

Это самая основная цветовая гармония. В ней, точка дополнительного цвета, на цветовом круге, находится напротив ключевого цвета. Этот дополнительный цвет, таким образом, дополняет ключевой и поэтому эту гармонию также называют комплементарной. Практически все цветовые гармонии, кроме аналоговой, являются разновидностями контрастной гармонии. Это является причиной, по которой цвета объединены в круг, а не в различного рода диаграммы.

Высокий контраст дополнительных цветов создает яркое и динамичное изображение, особенно при использовании насыщенных цветов, но также может и вызывать диссонанс, если не удалось должным образом выстроить композицию. Это наиболее распространенная цветовая схема и в жизни можно легко найти множество примеров. Зеленый, основной, цвет кожи Халка имеет фиолетовый, дополнительный, цвет штанов. Красный и зеленый рождественские цвета. В фотографии, синий цвет считается лучшим цветом для фона, так как это комплиментарный цвет для тона кожи.

Комплиментарные цветовые схемы сложно использовать в больших объемах, но ими хорошо пользоваться, когда вы хотите что-то выделить. Следует помнить, что комплиментарные цвета очень плохо сочетаются в текстовых блоках, поскольку оба таких цвета имеют похожую “силу” и поэтому будут бороться за свое внимание.

Раздельно-комплементарная цветовая гармония

color-wheel-split-250x2501 Теория цветовой гармонии

В этой цветовой гармонии, вместо одного дополнительного цвета, напротив основного, у нас появляются два дополнительных цвета по обе стороны от комплиментарного. Это позволяет расширить диапазон цветов в вашей композиции, и в то же время не отступать от выбранной комплиментарной цветовой схемы.

Эта цветовая гармония имеет такой же сильный визуальный контраст как и контрастная гармония, но создает меньшую напряженность. Раздельно-комплементарная цветовая гармония является безопасным выбором практически для любого дизайна, так как ее практически невозможно испортить и она всегда хорошо смотрится.

Триадная цветовая гармония

color-wheel-triadic-250x2501 Теория цветовой гармонии

Цветовая гармония триады, это гармония в которой три ключевых цвета равноудалены на цветовом круге образуя равносторонний треугольник. Таким образом, вы увеличиваете диапазон цветовой гармонии. Эту гармонию лучше всего использовать в цветовых штрихах.

Запомните, слишком большое количество каждого цвета из триады и ваш дизайн станет слишком перенасыщен и слишком яркими.

Для того, чтобы успешно использовать триадную гармонию, цвета должны быть тщательно сбалансированы и доминировать должен лишь один цвет, а два других будут служить для акцента. Или, как альтернативный вариант, используя все триадные цвета, но в виде небольших пятен или штрихов.

Аналоговая цветовая гармония

color-wheel-analogous-250x2501 Теория цветовой гармонии

Аналоговой цветовой гармонией также называется гармонией родственных цветов, эти цвета располагаются слева и справа от ключевого цвета. Они , как правило, довольно хорошо сочетаются и создают спокойный и комфортный дизайн. Только пока эта цветовая гармония приятна для глаз ее можно легко использовать и как монохромную гармонию. Если вы приступили к дизайну, в котором преобладает один цвет, то это хороший выбор.

Тетраидная цветовая гармония

color-wheel-tetradic-250x2501 Теория цветовой гармонии

Тетраидная цветовая гармония, подобна триадной гармонии, за исключением того, что на цветовом круге четыре точки, которые все равноудалены друг от друга. Мое личное мнение заключается в том, что дизайн с использованием этой цветовой гармонии нереально перегружен. Наверняка могут возникнуть случаи, где понадобится использование тетраидной цветовой гармонии, но я призываю использовать ее с осторожностью.

Например, эта гармония может быть использована, на плакате с четырьмя и более персонажами и вы хотите чтобы каждый персонаж получал равное внимание.

Примеры цветовых гармоний

В этом разделе я собрал плакаты и концепт-арты с различными цветовыми гармониями.

Контрастная гармония:

direct-harmony31-800x800 Теория цветовой гармонии

direct-harmony21-800x800 Теория цветовой гармонии

direct-harmony81-800x800 Теория цветовой гармонии

direct-harmony61-800x800 Теория цветовой гармонии

direct-harmony41-800x800 Теория цветовой гармонии

direct-harmony71-800x800 Теория цветовой гармонии

direct-harmony51-800x800 Теория цветовой гармонии

direct-harmony1-800x800 Теория цветовой гармонии

 

Раздельно-комплементарная цветовая гармония:

split-harmony-650x6501 Теория цветовой гармонии

split-harmony3-650x6501 Теория цветовой гармонии

split-harmony4-650x6501 Теория цветовой гармонии

split-harmony5-650x6501 Теория цветовой гармонии

split-harmony6-650x6501 Теория цветовой гармонии

split-harmony7-650x6501 Теория цветовой гармонии

 

Триадная цветовая гармония:

triadic-harmony8-650x6501 Теория цветовой гармонии

triadic-harmony9-650x6501 Теория цветовой гармонии

triadic-harmony10-650x6501 Теория цветовой гармонии

triadic-harmony-650x6501 Теория цветовой гармонии

triadic-harmony2-650x6501 Теория цветовой гармонии

triadic-harmony3-650x6501 Теория цветовой гармонии

triadic-harmony4-650x6501 Теория цветовой гармонии

triadic-harmony5-650x6501 Теория цветовой гармонии

triadic-harmony6-650x6501 Теория цветовой гармонии

triadic-harmony7-650x6501 Теория цветовой гармонии

 

Аналоговая цветовая гармония:

analogous-harmony-650x6501 Теория цветовой гармонии

analogous-harmony2-650x6501 Теория цветовой гармонии

analogous-harmony3-650x6501 Теория цветовой гармонии

analogous-harmony4-650x6501 Теория цветовой гармонии

analogous-harmony5-650x6501 Теория цветовой гармонии

analogous-harmony6-650x6501 Теория цветовой гармонии

 

Тетраидная цветовая гармония:

tetradic-harmony2-650x6501 Теория цветовой гармонии

tetradic-harmony3-650x6501 Теория цветовой гармонии

tetradic-harmony4-650x6501 Теория цветовой гармонии

tetradic-harmony5-650x6501 Теория цветовой гармонии

tetradic-harmony6-650x6501 Теория цветовой гармонии

tetradic-harmony-650x6501 Теория цветовой гармонии

 

Дополнительные материалы

В интернете можно найти множество цветовых кругов, однако мои любимые это:

Paletton особенно хорош тем, что имеет вкладку “примеры”, где вы можете увидеть вашу цветовую схему на нескольких примерах.

Автор здесь.

correct_error Теория цветовой гармонии

Похожие уроки и статьи

Оценка посетителей

[Всего: 15 Среднее: 4.1]
Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы

Сочетание цветов,
или Как легко подобрать цвет.

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 1

Выбор цветов, хорошо сочетающихся между собой — работа нелегкая. Существуют люди с врожденным умением сочетать цвета, но если вы не обладаете таким талантом, то сможете научиться комбинировать цвета следуя простым правилам цветовой гармонии. Основная задача — найти баланс, чтобы цвета, которые мы используем, выглядели гармонично и приятно.

Самый простой помощник для этой цели — цветовое колесо. Базовое цветовое колесо включает в себя три основных и три дополнительных цвета. Однако чем больше цветов в колесе, тем проще определять сочетания цветов. Чаще используют колесо с 12 цветами. С помощью такого колеса легко можно создавать цветовую схему для интерьера, десерта или наряда.

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 2

Итальянский дизайнер интерьеров Сузи Кьяццари описал 4 цветовые гармонии.

1. Монохромная гармония — цветовая схема, основанная на одном цвете. Цветовые сочетания — одноцветные.

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 3

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 4 Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 5

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 6

2. Смежная гармония — цветовая гармония состоит из связанных между собой цветов, расположенных рядом на цветовом колесе. Еще ее называют Аналогичным сочетанием цвета. Эта схема иногда может выглядеть скучно или очень холодной. Для того чтоб этого не произошло можно варьировать интенсивность и тон цвета.

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 7

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 8

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 9

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 10

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 11

3. Контрастная гармония. Эта цветовая схема вселяет жизнь, приободряет, базовую цветовую схему.* Здесь появляются сильные контрастные штрихи. Цветосочетание — разбитое дополнение. Как вы можете видеть на картинке 2, берутся 2 контрастных цвета и один производный одного из них.

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 12

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 13

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 14

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 15

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 16

4. Дополнительная гармония — другая форма контрастной гармонии. Отличие состоит в том, что в данной схеме отсутствуют базовые схемы. Вся дополнительная гармония строится на контрастных цветах, основных или дополнительных. Гармония создается с помощью интенсивности дополнительных цветов. То есть вы должны разделить цвета нейтральными, либо изменить тон одного из дополнительных цветов, чтобы один был светлее или темнее другого. К этой гармонии относятся цветосочетания дополнительное, основное и вторичное.

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 17

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 18

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 19

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 20

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 21

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 22

*Базовой цветовой формой Сузи Кьяццари назвал монохромную и смежные гармонии.

Картинка 2. Цветовые сочетания

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 23

Конечно, существуют и другие схемы, например Цветовая схема квадрат и прямоугольник.

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 24

Всем известно, что цвета оказывают психологическое воздействие на людей и важен индивидуальный подбор цвета. Поэтому Роберт Плутчик разработал колесо эмоций. Это колесо показывает какие эмоции вызывают различные цвета и их оттенки. Я не могу согласиться с Робертом Плутчиком, так как люблю фиолетовые и сиреневые оттенки. Но считаю, что раз уж рассказывать, то рассказывать все!

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 25

Главное, не бояться экспериментировать! Несколько необычайно ярких, но потрясающих образов в пример!

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 26

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 27

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 28

Цветовая гармония: учимся находить баланс и создавать стильные образы, фото № 29

Если вы не уверены в том, получится ли у вас гармонично вписать множество цветов, то постарайтесь не комбинировать больше трех для начала. Играйте тоном и насыщенностью цвета. Так же пользуйтесь цветовым колесом, со временем это позволит вам подбирать цвет без него и с легкостью его комбинировать с другими цветами. И помните! Цвет подобран правильно тогда, когда вам приятно смотреть на всю картину целиком!

Подготовила статью KiKa.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций

Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.

Очень хорошо тем, кто уверен в своём чувстве цвета, и умело применяет своё чутьё на практике. Но не у всех эта уверенность есть. Как раз тем, кто не уверен в своём чувстве цветовой гармонии, хотя это чувство присуще каждому человеку, предлагаю в помощь цветовой круг Йоханнеса Иттена. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.

Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 1

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 2

Классическая триада

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 3

Аналоговая триада

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 4

Контрастная триада

Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 5

Прямоугольная схема

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные.

Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 6

Квадратная схема

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 7

Шестиугольная схема

Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 8

Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 9

Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.

Вариации цветовых сочетаний:

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 10

Сильно теорией не увлекайтесь, дайте волю своей фантазии и смело импровизируйте!

Желаю вам радужного творчества!

kapankov.ru — Гармония цвета

Существует следующее предположение/утверждение: «сочетание цветов, создающее приятное впечатление, является гармоничным» (Burchett, K. E. (2002). Color harmony. Color Research and Application). То есть гармоничность можно определить степенью простого ощущения приятно-неприятно. Но ведь разные люди по разному реагируют на вещи и явления. Это происходит в силу многих факторов: индивидуальные различия (возраст, пол, характер, эмоциональное состояние, личные предпочтения), культурный опыт (визуальный, если говорим о цвете, местные культурные традиции), временные тенденции (мода) и рассматриваемый контекст (условия просмотра, смысловая нагрузка). Соответственно, гармонию цвета рассматривать обособленно от других влияющих на восприятие человека факторов нельзя.

Существует множество справочников и таблиц, в которых приведены цвета, гармонично сочетающиеся между собой. Но эти источники де-факто не отвечают на вопрос: почему эти цвета гармоничные, а другие нет. Эти справочники хороши как примеры хороших сочетаний, или как допустимых для использования, например, в полиграфии, но не более того. Это может послужить хорошей отправной точкой в изучении и исследовании цвета.

Иоханнес Иттен в своей книге писал: «Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей». И в целом он неплохо описал эти закономерности при помощи цветовых схем или сочетаний.

Но, стоит заметить, что все, что связано с понятием гармонии, крутится вокруг предположений, догадок и практически ничем не доказанных утверждений. Не существует каких-либо формул или секретных знаний, которые бы четко описывали грамонию цвета. Даже критерии гармонии цвета сформулированы недостаточно четко и однозначно. То есть, на основе умозаключений весьма влиятельных и известных людей сложилось некоторое представление о гармонии. Отсюда можно сделать вывод, что в определенном смысле следует принимать с осторожностью любые правила гармонии, однако не стоит их игнорировать вовсе.

Цветовая гармония — это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Первые попытки систематизировать и упорядочить гармоничные сочетания были предприняты Иоганном Вольфгангом фон Гете в конце 18 века. В то время в мире уже была известна теория цвета Исаака Ньютона («Новая теория света и цветов» 1672 год), однако в научной работе Ньютона восприятие цвета человеком не исследовалось. Именно Ньютоном был придуман цветовой круг, в котором он замкнул цвета видимого спектра плюс пурпурный (смешение красного и фиолетового).

Гете рассматривал теорию цвета с художественной точки зрения и активно изучал то, как человек видит цвета в разных условиях просмотра. Гете отметил, что определенные сочетания цветов воспринимаются нормально, в то время как другие вызывают дискомфорт.

Результаты своих исследований Гете опубликовал в своей «Теории цвета» в 1810 году. В частности, Гете опубликовал свой цветовой круг, который отличался от цветового круга Ньютона (надо сказать, что Гете весьма критично относился к теории цвета Ньютона) и базировался на трех основных цветах: красный, желтый и синий. Это цвета, которые невозможно получить смешением других цветов (красок). Также Гете описал яркостный, хроматический, последовательный и одновременный контрасты.

Гете считал свою работу в области изучения цвета гораздо более значимой, нежели его поэтические и философские труды.

Еще до опубликования Гете своей работы, в 1797 году физик Румфорд (надо сказать, был хорошим ученым, но как человек — полным мерзавцем) предположил, что цвета считаются гармоничными, если их оптическое (Внимание! Оптическое!!!) смешивание дает белый цвет. Надо сказать ничего нового Румфорд этим не сказал, просто было сделано предположение с использованием уже известной работы Ньютона, однако впервые прозвучала идея о гармоничности сочетаний цветов. В 19 веке немецкий физиолог Эвальд Геринг высказал следующую мысль: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция — расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция — их восстановление — уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия».

В 1839 году Мишель Ожен Шеврёль опубликовал свои исследования в работе под названием «О законе симультанного контраста цветов», где достаточно глубоко были изучены вопросы взаимного влияния цветов и их гармоничные сочетания.

Нужно отметить, что явление симультанного контраста было известно еще с древних времен и Шеврёль не открывал его, но детально изучил и описал, благодаря чему и стал известен как первооткрыватель этого феномена.

Французский живописец Эжен Делакруа (1798-1863) однажды прикрепил на стене своей мастерской цветовой круг, в котором напротив каждого цвета дал возможные цветовые сочетания. Делакруа предпринял первые попытки логически объяснить цветовые предпочтения человека. Его теорию развил Поль Сезанн (1839-1906).

Вопросы цветовой гармонии также изучал Вильгельм Оствальд. По Оствальду гармония является синонимом порядка, т.е. можно вывести систему эстетичных цветовых сочетаний. Его исследования были сугубо субъективными и практически не учитывали физиологических законов остаточного явления и симультанности. Оствальд так же использовал цветовой круг, который очень напоминает круг RGB.

Труды Гете и Шеврёля не пропали даром и были подхвачены Иоханнесом Иттеном, который в своей книге «Искусство цвета» (1961 г.) представил свой 12-частный цветовой круг. Круг Иттена также использует в качестве основных цветов красный, желтый и синий, а остальные цвета получаются путем смешения соседних. Иоханнес Иттен также описал «цветовые созвучия», которые теперь называют цветовыми схемами или схемами цветовой гармонии и широко используют художники с дизайнерами. Однако оптическое смешение комплементарных цветов в круге Иттена, как и у Гете не дает воспринимаемого ахроматического (серого) цвета, как в круге RGB, т.е. комплементарные цвета Иттена и Гете не являются дополнительными.

Важно отметить, что смешивание оптическое и смешивание красок художников не эквивалентно. Важно понимать, какие цвета являются противоположными в соответствии с физиологической оптикой, которая в свою очередь активно использует явления последовательного (остаточного) и одновременного (симультанного) контрастов. Совершенно не важно, что получается при смешивании тех или иных красок, поскольку в этом случае происходит создание нового красящего вещества с новым химическим составом и определенными свойствами поглощения и отражения света. В этом в основном и заключается разница между устаревшей классической теорией цвета, где за основу брался цветовой круг Гете-Иттена и современной, где используется круг RGB.

Если достаточно долго глядеть на какое-либо цветовое пятно, отличающееся от среднесерого, а затем закрыть глаза (можно нарисовать в Photoshop на отдельном слое круг и выключать этот слой в нужный момент, лучше всего нижний слой сделать 50% серым), то зрительная система будет генерировать на месте «выключенного» пятна цвет противоположный оригинальному: для черного – белый, для красного – циановый, для зеленого – пурпурный, для синего – желтый и т.д. Эти цвета располагаются строго противоположно на цветовом круге RGB.

Мозг человека выполняет непрерывную работу по обработке сигналов с рецепторов сетчатки глаз. При этом происходит поиск нейтральных ахроматических объектов и сравнение с этими объектами всех остальных. На основании такого сравнения мы делаем вывод о яркости, насыщенности и цветовом тоне цвета. При этом зрительная система пытается подобрать противоположный цвет, который при сложении с анализируемым цветом даст нейтральный. Этот противоположный цвет человек может увидеть в выше описанном эксперименте.

Итак, равновесие цветов в изображении достигается их гармоничным сочетанием. Гармоничное сочетание цветов в типичном изображении заключается в формировании нейтрального ахроматического при их оптическом смешивании, или другими словами в отсутствии доминирующего цвета в изображении. Также можно намеренно формировать определенный колорит в изображении.

Винсент Ван Гог, 1889

На картине Ван Гога синий цвет неба усиливает оранжевые звезды и месяц. Я взял и убрал весь синий из картины (оранжевый при этом остался неизменным). Взгляните как тускло на самом деле выглядит сохраненный оранжевый цвет.

Явление симультанного контраста имеет ту же природу, что и последовательный контраст. Мозг генерирует противоположные цвета для цветовых пятен. Соответственно рядом находящиеся цвета окрашиваются в эти, сгенерированные мозгом, цвета. Дело в том, что глаз человека постоянно совершает так называемые микроскачки, в результате происходит смещение сгенерированных цветовых пятен на ближайшие области. Чем дальше друг от друга находятся цветовые пятна, тем меньше их влияние друг на друга.

На слабоконтрастных и слабонасыщенных изображениях последовательный и одновременный контрасты себя практически не проявляют. Яркие и насыщенное цвета могут приводить к утомлению зрительной системы. Кроме того, некоторые цветовые сочетания могут вызывать раздражение, неприятные ассоциации или наоборот расслаблять и доставлять эстетическое удовольствие.

К средне серому приводит оптическое смешение не только противоположных цветов, но и различных сочетаний других цветов. Такие сочетания описываются схемами на цветовом круге и, как уже было сказано, здесь очень важно осознавать, что не все цветовые круги для этого подходят.

На основании вышесказанного, мы приходим к выводу, что круг Иттена не подходит для описания большинства цветовых схем, несмотря на то, что в своей знаменитой книге «Искусство цвета» он использует именно свой 12-частный круг. Поэтому следует быть внимательным при использовании таких ресурсов как color.adobe.com, colorscheme.ru и др., которые используют именно круг Иттена, а не RGB, т.е. напротив красного будет зеленый, а напротив желтого будет фиолетовый и т.д.

Иттен описал гармоничные сочетания при помощи сопоставления на цветовом круге цветовых тонов, фактически без учета яркости и насыщенности цвета. Почему? Стоит обратить на следующую цитату из книги Иттена: «Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью.» В основу схем Иттена положен принцип противоположных цветов, а точнее цветовых тонов.

Рассмотрим, каким образом находится противоположный цвет в модели RGB:

Opposite = RGB ( 255 — R, 255 — G, 255 — B )

Т.е. в каждом канале из 255 вычитаем исходное значение канала. В результате получим цвет, который при оптическом смешении с исходным даст среднесерый. И такое сочетание цветов будет максимально контрастным. Если же придерживаться Иттену, то формулу лучше выразить через модель HSV:

Opposite = HSV ( ( H + 180 ) mod 360, S, V )

Т.е. сдвигаем цветовой тон ровно на 180 градусов (перекидываем на противоположную сторону в цветовом круге). При этом насыщенность и яркость сохраняются. Однако, у Иттена используется круг RYB, и его формула будет более сложной.

Человек может воспринимать около 3 млн. цветовых оттенков и колличество возможных комбинаций цветов стремится к бесконечности. Поэтому бессмысленно пытаться математически описать или выразить цветовые гармонии формулами. Тем не менее, с учетом вышесказанных замечаний, продолжим.

Итак, основные цвета в изображении могут соответствовать одной из схем гармонии цвета (а могут и не соответствовать, что может нарушать равновесие)

Возьмем в качестве примеров фотографии Эрика Меолы (Eric Meola), известного мастера цветной фотографии.

Монохроматическая (Ахроматическая) схема основана на использовании одного тона, меняется насыщенность и/или яркость. То есть эта схема базируется на оттенках какого-либо цвета.

Аналоговая (или родственная) схема основана на трех и более близких цветах в цветовом круге.

Комплементарная (или контрастная) схема основана на противоположных тонах цветового круга.

На фотографии ниже использована схема teal&orange, которую часто применяют при тонировании в киноиндустрии. Имеется красно-оранжевый цвет и комплементарный сине-зеленый. Ярко освещенная оранжевая ткань имеет насыщенный желтый тон. Этим тоном можно пренебречь.

На снимке на самом деле использован сине-зеленый циан близкий к лазурному и оранжевый тоже имеет тон близкий к красному (кожа человека тоже имеет красноватый тон).

Триадная (раздельная) схема основана на цветах, равномерно распределенных (равноудаленных друг от друга) по цветовому кругу.

Тетрадная (прямоугольная или квадратная) схема основана на двух парах дополнительных цветов.

Следующие две схемы являются производными от уже рассмотренных схем.

Раздельно-комплементарная схема сочетает триадную и комплементарную схемы, дополнительный цвет расщепляется на два смежных, а сам исключается.

Аналогово-комплементарная (или родственно-контрастная) схема сочетает аналоговую и комплементарную схемы, дополнительный цвет дополняется смежными цветами.

Можно придумать еще несколько схем. Например, Иттен приводит трапецеидальную схему как подвид тетраидной, в которой противоположные цвета сдвигаются и, таким образом, перестают быть комплементарными. Также можно привести в качестве примера хордовую схему использует цвета, расположенных на краях горизонтальных или вертикальных хорд круга (в сущности.

Рассмотренные схемы нужно рассматривать с учетом сохранения светлоты (яркости) и насыщенности. Иттен в вопросе светлоты в своей книге ссылается на Гете, который определил желтый как самый светлый цвет, а самый темный – фиолетовый. Насыщенный желтый действительно является самым светлым среди всех остальных, а вот темным на самом деле является синий. Ниже внутри цветового круга приведены яркости насыщенных цветов.

Соответственно, для насыщенных основных цветов наибольший контраст наблюдается между синим и желтым, далее между красным и цианом, и наименьший между зеленым и пурпурным.

Интересно, что традиционным цветом спасжилетов и плотов является оранжевый (благодаря классической школе цвета), поскольку по отношению к синей воде этот цвет является комплементарным, но наиболее заметным цветом на самом деле является желтый.

Выбор трех известных цветов в качестве сигналов светофора обусловлен в первую очередь рассеиванием Рэлея, а не цветовыми контрастами. Длинные волны (красный) рассеиваются меньше, чем длинные волны (синий, фиолетовый) и видны гораздо дальше. Красный традиционно ассоциируется у человека с опасностью, зеленый (комплементарный согласно классической теории цвета) с безопасностью. Желтый же просто взят как ближайший к красному коротковолновый цвет. Кроме того, он заметно отличается от красного и ассоциируется с предостережением. Кстати, в военное время для освещения использовались синие лампочки. Такое освещение практически не заметно даже с небольшого расстояния.

Важнейшими цветами в изображении являются ахроматические (т.е. не содержащие цветового тона, другими словами все серые от черного до белого), поскольку именно они являются реперными для процессов сопоставления (сравнения) и благодаря им человек способен оценивать цветовой тон и насыщенность.

Важно помнить, что фотография, как и любой другой вид искусства базируется на форме и цвете. Если форма определяется освещением, и почти всегда имеется возможность влиять на свет, то влиять на цвет на этапе съемки можно лишь перемещая фигуры, увеличивая или уменьшая занимаемую площадь цветовых пятен в кадре. Остальное можно сделать только на этапе обработки фотографии, изменяя яркости, тона и насыщенности цветовых пятен.

Не стоит злоупотреблять большим количеством цветов. Для хороших изображений достаточно двух-трех цветов. Третий и последующие цвета будут ослаблять контраст и сбивать акценты. Обычно это используется в качестве аргумента приверженцами черно-белой фотографии, дескать цвета мешает восприятию.

Приведенные схемы имеют достаточно ограниченное практическое применение. Эти схемы можно вполне применять в дизайне (интерьер, одежда, веб-дизайн, реклама товаров и услуг). Но как было сказано в самом начале, гармония цветовых сочетании сильно зависит от индивидуальных отличий, культурного опыта, временных тенденций и рассматриваемого контекста. Это как золотое сечение. Нужно знать, что оно существует, но не нужно везде и всюду его применять. В фотографии выбор схемы возможен в спокойной обстановке, зачастую в студийных условиях. В частности в предметной съемке применение цветовых схем очень эффективно.

Природа сама стремится к гармонии и во многих случаях человек без всяких схем может увидеть что-либо неординарное. И порой именно это необычное и становится сюжетом для очередного снимка. Дисгармония не означает плохо и нехорошо. И конечно же, все зависит от замысла автора.

Выводы:

1. Цветовой круг классической теории цвета (Гете-Иттена) для составления цветовых схем использовать нельзя. Современная теория цвета использует круг RGB.

2. Использование цветовых схем является еще одним необязательным правилом в фотографии.

3. Помимо тона необходимо учитывать светлоту (яркость) и насыщенность цвета.

4. Распределение яркости от светлого желтого к темному синему в круге нелинейное.

5. Ощущаемый цвет может отличаться от действительного под действием симультанных явлений, поэтому не нужно использовать показания «пипеток», необходимо использовать только зрительную оценку цвета. По этой же причине нельзя выполнять цветокоррекцию вслепую по числам (привет Маргулису).

Цветовая гармония — Педагогический сайт

Дорогие друзья,

 при работе с цветом цель художника, дизайнера заключается в создании цветовой гармонии.

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.

По характеру психофизиологического восприятия принято подразделять гармонические сочетания на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».

  1. Монохромные гармонические сочетания построены на основе одного цвета. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

Монохромная гармония

В зависимости от поставленных задач цветовая гармония может быть организована в разных светлотных диапазонах. Например, использование полного светлотного диапазона выражает покой, стабильность. Подбор цветов, отделенных друг от друга разными интервалами способствует проявлению активности, напряженности цвета. Для выражения динамичного контраста выбирают два цвета с небольшим тональным интервалом между ними и третий – с бо́́льшим интервалом. Равномерное соотношение площадей, занятых в сочетаемых цветах, утверждает статику, неравномерное – динамику.

Монохромная гармония в природе

  1. Гармонические сочетания родственных цветов достигаются благодаря использованию трех цветов, находящихся рядом в цветовом круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов (или на легком их противопоставлении по цветовому тону) и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия.

Гармония родственных цветов

Введение в сочетания родственных цветов незначительного количества белого или черного цвета приводит к гармонии, усиливает эмоциональную выразительность композиции. Гармониям родственных цветов присущ активный светлотный контраст, способствующий выразительности тональных сочетаний. Например, равнонасыщенные три цветовых тона одинаковой светлоты не образуют тонких цветовых сочетаний. Как только к двум из трех сочетаемых цветов добавить черный или белый цвет, цветовые сочетания приобретают согласованность.

Гармония родственных цветов в природе

  1. Гармонические сочетания контрастных цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном.

Гармония контрастных цветов

Приступая к созданию контрастных гармонических сочетаний, сначала выбирают исходный цвет, затем определяют соответствующий ему контрастный цвет. Создавая гармонию контрастных цветов, можно добавить к каждому из сочетаемых цветов ахроматические цвета.

Гармония контрастных цветов. Квадрат

«Квадрат» – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, равноудаленных друг от друга.

Гармония контрастных цветов. Тетрада

«Тетрада» – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга.

Гармония контрастных цветов в природе

  1. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов – наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие, нежели сочетание просто двух дополнительных цветов.

Гармония родственно-контрастных цветов

Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является присутствие в сочетаниях одинакового количества главного и контрастирующего цветов.

Гармония родственно-контрастных цветов в природе

  1. 5. Гармонические сочетания «Триада» – сочетание трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Триада

Гармонические сочетания «Триада» демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде, один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

Триада в природе

Однако следует помнить, что в создании цветовой гармонии большое значение имеют не только сами цвета, но и конфигурация пятен, размер площадей сопоставляемых цветовых тонов. Между различными цветами любой композиции существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению колористической, цветовой гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.

 

 

6229 просмотров 7 Views Today

Как гармонично сочетать цвета в работах. Рекомендации для начинающих

Ни для кого не секрет, что успешнее идут продажи у мастеров, которые умеют грамотно сочетать цвета в своих работах. Такие работы выглядят гармоничными на все сто процентов и просто влюбляют в себя.

В природе существует большое количество цветов — человеческий глаз в состоянии различать до 360 цветов и их оттенков. Как же научиться гармонично сочетать их между собой?

Тем, кто только осваивает эту науку, я рекомендую на первых порах пользоваться советами Эвелины Хромченко, признанного эксперта в области моды.

Как гармонично сочетать цвета в работах. Рекомендации для начинающих, фото № 1

Эта таблица была и остается моей палочкой-выручалочкой. Я распечатала ее и разместила на рабочем месте. И даже сейчас, когда нужно быстренько сориентироваться, обращаюсь к ней.

Но! Любыми сочетаниями нужно пользоваться, учитывая два главных правила!

Многие их тех, кто далек от основ правильного цветового сочетания, порой долго не могут определиться с выбором оптимальной цветовой гаммы для будущей своей работы. На то, чтобы подобрать наиболее понравившиеся цвета и узнать, с какими цветами они будут красиво и гармонично сочетаться, уходит порой достаточно много времени, но результат все равно получается неудовлетворительным. Происходит это чаще всего потому, что не берется в расчет первое из самых главных правил сочетания цветов, которое можно назвать 60/30/10.

Что означают эти цифры? Это пропорции, которые показывают, какое количество в процентном соотношении должно быть трех основных цветов в каждой работе или композиции:

— 60% доминирующего цвета;

— 30% дополнительного цвета;

— 10% цвета акцентов и дополнительных аксессуаров.

Как гармонично сочетать цвета в работах. Рекомендации для начинающих, фото № 2

Стоить помнить, что среди художников считается, что больше трех цветов в работе — это мазня. Так что же тогда, работа будет состоять только из трех цветов? Цветов да, а оттенков может быть и больше.

Разнообразить работу можно, добавив какой-либо цветовой тон из двух в пропорции 60-30, который в том или ином количестве присутствует. Различаются же цвета лишь по своей светлоте. То есть, проще говоря, 60 или 30 мы делим на разные оттенки одного цвета. 10 процентов — акцент — остается неделимым.

Цвет, переходя из светлого в тёмный, изменяет свою светлоту.

Это спектральные цвета, увеличивающие светлоту (приближающиеся к белому):

Как гармонично сочетать цвета в работах. Рекомендации для начинающих, фото № 3

А это цвета, уменьшающиеся по светлоте (к чёрному):

Как гармонично сочетать цвета в работах. Рекомендации для начинающих, фото № 4

Когда усвоены и проработаны эти правила, то можно переходить к более детальному изучению цветового круга и расширять границы экспериментов с цветовыми сочетаниями.

Цветовой круг выглядит следующим образом.

Как гармонично сочетать цвета в работах. Рекомендации для начинающих, фото № 5

Информации, как использовать цветовой круг для создания палитр, очень много в интернете, и найти ее можно без особых усилий. Вариантов сочетания цветов с использованием цветового круга безгранично, но важные два принципа, рассмотренные в этой статье, всегда неизменны.

Желаю всем прекрасных гармоничных работ!

При копировании материалов необходимо давать ссылку на источник.

Color Harmony: объяснение цветовых схем

Теория цвета для художников

В живописи, а также в интерьере, графическом дизайне, фотографии, дизайне одежды, дизайне сада и во всех художественных выражениях, выбирая цветовую схему, вы определение результатов всего проекта.

Выбор цветов определяет настроение творения, уровень энергии, которая будет передаваться, и нравится ли это зрителю или нет.

Какие сочетания цветов хорошо работают вместе? Какая цветовая схема лучше?

Продолжайте читать для обзора основных цветовых схем.

Используйте эту статью как руководство по поиску цветовой палитры.

Какие сочетания цветов хорошо работают вместе? Какие цветовые схемы являются лучшими?

Нет цветовой схемы лучше, чем другие, но некоторые больше подходят для визуального сообщения, которое вы хотите передать. Как подсказывают все руководства о том, как выбрать цвет стены для комнаты, вы должны сначала выбрать желаемое настроение, а затем перейти оттуда.

Хотите ли вы создать спокойствие и спокойствие или предпочитаете выражать энергию и жизненную силу?

Сочетание цветов, которые вы используете, может помочь вам передать ощущение тишины и покоя или движения и энергии.

Выбор правильной цветовой схемы для начала — огромная помощь для каждого решения, которое вы должны принять позже, исключая варианты и сужая возможности.

Как добиться цветовой гармонии?

Гармония цвета достигается с помощью цветов, которые так или иначе связаны друг с другом. Либо они находятся рядом друг с другом на цветовом круге, либо все смешаны с использованием ограниченного количества цветов, следовательно, все они так или иначе связаны между собой.

Начните с определения того, какие цвета вы собираетесь использовать, затем, если вы будете хорошо обрабатывать выбранные вами цвета, вы сможете создать гармоничную палитру.

Монохроматическая цветовая схема

Чтобы обеспечить визуальное единство картины, используйте один цвет, его оттенки, тона и оттенки. Такое цветовое решение создает впечатление простоты и чистоты. Вы можете использовать вариации яркости и насыщенности одного и того же цвета, а также возможна интеграция с нейтральными цветами, такими как белый, черный или серый.

Основным преимуществом использования однотонной схемы является то, что картина будет выглядеть визуально привлекательной и сбалансированной.

Эта схема не является подходящим выбором, если вы пытаетесь выразить энергию и вибрацию.

Аналоговая цветовая схема

В аналогичной цветовой схеме вы используете цвета, близкие друг к другу на цветовом круге. Как правило, вы выбираете три цвета, но вы можете использовать от двух до максимум пяти смежных цветов.

Использование слишком большого количества цветов нарушит гармонию схемы. Кроме того, чтобы гарантировать гармонию, попробуйте выбрать либо все теплые, либо все прохладные цвета.

Это обеспечивает более богатое, более красочное решение, чем монохроматическая схема, и яркую композицию, но все же не такую ​​яркую, как дополнительная схема.

Схема триадических

Триадная цветовая схема использует три цвета, которые равномерно распределены вокруг цветового круга. Эта схема обеспечивает хороший контраст и более легкий достижимый цветовой баланс, чем дополнительная схема.

Рекомендуется использовать один цвет в качестве доминирующего, а два других — в меньшем количестве. Пример: синий, красный и желтый.

Tetradic Scheme

В тетрадной цветовой схеме используются четыре цвета, которые представляют собой два набора дополнений, например, желто-фиолетовый и зелено-красный.

Тетрадные цвета не должны быть одинаково разнесены в цветовом круге, если они являются парами дополнительных.

Из-за широкого спектра цветов, это самая богатая из всех схем, но также и самая трудная для гармоничного баланса.

Лучший способ продолжить — сделать один цвет преобладающим, а остальные три — неуловимым.

Дополнительная схема разделения

Дополнительная схема разделения является разновидностью дополнительной цветовой схемы (ниже).Фактически, он использует оттенок, а затем два цвета на каждой стороне своего дополнения. Например, фиолетовый, желто-зеленый и желто-оранжевый.

Это создает высокую контрастность без агрессивности дополнительной схемы. Это очень универсально и создает приятную атмосферу.

Дополнительная схема

Дополнительная цветовая схема использует цвета, которые прямо противоположны друг другу на колесе. Цветовые пары всегда состоят из основного цвета со вторым цветом (красный и зеленый; желтый и фиолетовый; синий и оранжевый) или двух третичных цветов (красный-оранжевый и сине-зеленый; желто-зеленый и красно-фиолетовый; желто-оранжевый) и сине-фиолетовый).

Это цветовая схема, которая обеспечивает максимальную контрастность и живость, и, как следствие, может быть довольно трудно найти гармоничный баланс цветов.

При размещении рядом друг с другом дополнительные цвета усиливают друг друга.

Когда вы смешиваете их вместе, они нейтрализуют друг друга, создавая более тусклый цвет.

Даже если вы физически не смешиваете дополнительные цвета, но красите их рядом друг с другом, имейте в виду, что смешивание может произойти в уме зрителя.При близком взгляде они заставляют друг друга появляться, но на расстоянии, когда они окрашены рядом друг с другом, они могут выглядеть как нейтральный серый или коричневатый цвет.

,
дополнительные, аналогичные, триадные цветовые схемы

Ниже показаны основные цветовые аккорды, основанные на цветовом круге .


Дополнительный
Цвета, расположенные напротив цветового круга, считаются взаимодополняющими. цвета (пример: красный и зеленый).

Высокая контрастность дополняющих цветов создает яркий вид, особенно когда используется при полном насыщении.Эта цветовая схема должна хорошо управляться, чтобы она не дребезжала.

Дополнительные цвета сложно использовать в больших дозах, но хорошо работают, когда вы хотите что-то, чтобы выделиться.

Дополнительные цвета очень вредны для текста.


Аналог
Аналогичные цветовые схемы используют цвета, которые находятся рядом друг с другом на цветовом круге.Они обычно хорошо сочетаются и создают спокойный и удобный дизайн.

Аналог цветовые схемы часто встречаются в природе и являются гармоничными и приятными для глаз.

Убедитесь, что у вас достаточно контраста при выборе аналогичной цветовой схемы.

Выберите один цвет для доминирования, второй для поддержки. Третий цвет используется (вдоль с черным, белым или серым) в качестве акцента.



Триада
Триадическая цветовая схема использует цвета, которые равномерно распределены вокруг цветового круга.

Триадные цветовые гармонии имеют тенденцию быть довольно яркими, даже если вы используете бледный или ненасыщенный версии ваших оттенков.

Чтобы успешно использовать триадическую гармонию, цвета должны быть тщательно сбалансированы — позвольте одному цвету доминировать и используйте два других для акцента.


Split-Complementary
Комплементарная цветовая схема с разделением является разновидностью дополнительной цветовой схемы. В дополнение к основному цвету, он использует два цвета, смежные с его дополнением.

Эта цветовая схема имеет такой же сильный визуальный контраст, как и дополнительный цвет схема, но имеет меньшее напряжение.

Расщепленная цветовая схема часто является хорошим выбором для начинающих, потому что это сложно испортить.


Прямоугольник (тетрадный)
Прямоугольная или тетрадная цветовая схема использует четыре цвета, сгруппированных в два дополнительных пар.

Эта богатая цветовая гамма предлагает множество возможностей для вариаций.

Тетрадическая цветовая схема работает лучше всего, если вы позволите одному цвету быть доминирующим.

Также стоит обратить внимание на баланс между теплыми и прохладными цветами в вашем дизайне.


Площадь
Квадратная цветовая схема похожа на прямоугольник, но со всеми четырьмя цветами равномерно вокруг цветового круга.

Квадратная цветовая схема работает лучше всего, если вы позволите одному цвету быть доминирующим.

Также стоит обратить внимание на баланс между теплыми и прохладными цветами в вашем дизайне.

Принципы дизайна: цветовая гармония

Привет блоггеры! Меня зовут Кьелл Рейгстад, и я дизайнер в Automattic. Это третья часть моей ежемесячной серии «Принципы дизайна». В этой серии я расскажу о некоторых основных принципах дизайна и расскажу, как применить их в своем блоге.

До сих пор мы обсуждали ясность и визуальную иерархию.

Цвета могут быть очень мощными. Они пробуждают наши эмоции, передают личные и культурные сообщения и задают настроение.Ярко-красный может кричать «Стоп!» в то время как темно-синий может быть успокаивающим и тихим. В то время как отдельные цвета говорят сами за себя, большая часть того, что мы видим в мире, включает в себя более одного цвета. То, как эти цвета работают вместе, называется цветовой гармонией.

Вы когда-нибудь замечали, что ярко-розовая роза выделяется на фоне зеленого куста? Или что синий топ хорошо сочетается с брюками цвета хаки? Это основная цветовая гармония. В то время как определенные цветовые сочетания происходят естественно, выбор цветовой схемы для блога может быть немного сложным.Есть так много цветов на выбор! Некоторые цвета отлично смотрятся вместе, а другие резко сталкиваются! Изучение базовой теории цвета может помочь внести небольшую структуру в процесс выбора цвета и привести к более гармоничным цветам.

Обычное цветовое колесо содержит 12 цветов: три основных цвета, три вторичных цвета и шесть третичных цветов.

Изучение «цветных аккордов»

Возможно, вы когда-то видели цветовое колесо. Цветовые колеса могут помочь нам выбрать цвета, которые хорошо работают вместе.Мы можем проанализировать положение разных цветов на колесе, используя «цветовые аккорды», чтобы предсказать и описать эффект, который цвета оказывают вместе. Существует бесконечное число комбинаций, которые работают, но вот несколько общих примеров:

Аналогичные цвета находятся рядом друг с другом на цветовом круге. Если вы хотите, чтобы ваш блог выглядел спокойно и комфортно, выбор аналогичных цветов — отличная отправная точка.

В студенческом блоге ISA Study Abroad , посвященном , используются аналогичные цвета.Спокойный блюз и зелень в заголовке придают сайту дружелюбный, гармоничный вид.

Дополнительные цвета находятся напротив друг друга на цветовом круге. Дополнительные цвета очень контрастны и активны. Они часто создают визуальное «жужжание» в паре друг с другом. Их немного сложно использовать на практике, но они могут хорошо передать живость и волнение. Стоит отметить, что использование дополнительных цветов для текста обычно затрудняет чтение.

«Держи телефон! Это не красный, это розовый! Это твой проницательный взгляд! Когда мы обсуждаем здесь взаимосвязь цветового круга, мы игнорируем оттенки и оттенки. Разбирая вещи до чистых цветовых оттенков, мы легче сравниваем отношения.

На Ожидание Эмили Остин сочетает в себе варианты красного и зеленого, чтобы придать своему блогу яркую, игривую атмосферу.

Цветовые схемы, дополняющие сплит , представляют собой смесь двух последних примеров.Они включают два цвета, которые почти аналогичны в паре с дополнительным цветом. Сплит-дополняющие палитры заканчиваются лучшим из обоих миров! У них отличное чувство баланса и гармонии, а также добавленная вибрация. Скорее всего, многие из ваших любимых блогов, веб-сайтов и брендов используют цвета, дополняющие друг друга.

Cute Overload использует сплит-дополняющую палитру, чтобы создать забавную, сбалансированную палитру.

Идеи и ресурсы

Важно помнить, что это только отправная точка.Если у вас есть цвета, которые вам нравятся, вы можете настроить точные оттенки, оттенки и оттенки по своему вкусу. Лучший способ выбрать цвет — это просто поэкспериментировать! Хотя цветовое колесо может помочь определить цветовые отношения, нет конкретного способа определить, будет ли работать палитра, пока вы не увидите ее в своем дизайне.

Если вы хотите получить отзывы о своих цветах, попробуйте создать пару с кем-то для аудита дизайна.

Вот несколько дополнительных советов для построения гармоничной цветовой палитры:

  • COLOURlovers — отличный ресурс для просмотра цветовых палитр.Простое рассмотрение примеров может привести к появлению замечательных идей. Фактически, если у вас обновление Premium, WordPress.com по умолчанию помещает палитры COLOURlovers в настройщик.
  • Природа — мастер цветовой гармонии. Иногда это помогает встать с компьютера и выйти на улицу для вдохновения!
  • Сообщество фотографов здесь, на , The Daily Post имеет фантастическое восприятие цвета. Просмотр некоторых из более ярких фотоответов может вызвать у вас вдохновение.
  • Соберите доску настроений с похожими ощущениями и проанализируйте цвета, которые они используют. Как вы, вероятно, знаете, Pinterest — отличный инструмент для такого рода вещей.

Мы рассмотрим другие аспекты теории цвета в следующих статьях. В то же время, я призываю вас подумать о ваших цветах в контексте сообщения, которое вы пытаетесь донести, и как инструмент, позволяющий направить взгляд на вашу страницу.

Нравится:

Нравится Загрузка …

,

Как получить гармоничные цвета в картинах

Гармония цвета — это теория сочетания цветов таким образом, который гармоничен для глаз. Это «волшебный клей», который связывает все элементы вашей картины. Без этого вы можете получить идеальный объект для рисования, отличный базовый рисунок, сильную композицию и правильные значения, но в итоге картина будет выглядеть неправильно. Эта проблема довольно распространена, и есть вероятность, что используемые вами цвета не имеют гармонии.

В реальной жизни свет, падающий на элементы и окружающий их воздух, влияет на цвета, которые мы видим.Цвета в туманный день полностью отличаются от яркого и солнечного. Именно эта «атмосферная завеса» условий освещения объединяет все элементы картины.

Есть много правил относительно того, как достичь такой гармонии, таких как использование дополнительных или аналогичных цветов. У нас уже есть подробное руководство по теории цвета, поэтому я не буду вдаваться в теорию здесь — я даже не буду упоминать, какие цвета хорошо сочетаются друг с другом. Вместо этого я просто дам несколько практических советов, которые могут существенно повлиять на конечный результат вашей работы.

Следующие пять советов должны помочь вам использовать цвет для создания того «волшебного клея», который гармонизирует вашу картину маслом и связывает все элементы в ней вместе.

01. Используйте основной цвет

Начните с основного цвета перед покраской

Я всегда применяю основной цвет перед началом покраски. Это означает, что мне не нужно заполнять каждый пробел на холсте, но что более важно, это помогает гармонизировать произведение. Основной цвет помогает создать атмосферу, и он может даже показать через тонко окрашенные участки готовой детали.

Мой основной цвет меняется — он может быть розовым, оранжевым, охристым или серым — в зависимости от настроения сцены. В этой незаконченной картине я выбрал яркий оранжевый, чтобы передать ощущение тепла. Этот цвет появляется во всей картине, и, хотя в заключительной части многие пробелы заполнены, ощущение остается.

Для своих картин маслом я использую грунтованные плиты МДФ, так как они имеют правильную впитывающую способность для моего стиля живописи. Я наносю каждый слой в три слоя акрилового гипса перед нанесением основного цвета.

02. Используйте ограниченную палитру

Сохраняйте простоту, используя меньше цветов.

Начинающему легко увлечься и купить все доступные цвета. Но использование ограниченной палитры имеет много преимуществ. Меньшее количество цветов означает, что вы смешиваете большинство цветов самостоятельно. Я очень редко покупаю зеленый, например. Вместо этого я смешиваю его из двух синих и двух желтых, поэтому все зеленые на моей картине выглядят взаимосвязанными и гармонируют с синим и желтым.

Чем меньше у вас цветов, тем лучше вы их узнаете и тем лучше вы будете смешивать их.Слишком много разных цветов может привести к хаосу. Попробуйте использовать только три цвета (желтый, синий, красный) плюс белый. Вы будете поражены тем, какие оттенки вы можете сделать и как гармонично они будут выглядеть.

Я в основном использую Winsor & Newton Artisan Water Mixable Oil Colours, что означает, что растворители не нужны.

03. Не всегда вытирайте свои кисти

Гармония может быть достигнута при использовании разных цветов одной и той же кистью

Этот совет довольно спорный, и многие художники, вероятно, не согласятся, но он работает для меня.Я часто рисую одной и той же кистью в течение продолжительного времени и последовательно работаю с различными цветами, не нуждаясь в том, чтобы вытереть или почистить кисть между ними. В результате получается картина, полная гармоничных цветов, которые имеют одни и те же пигменты.

Очевидно, что яркие цвета, яркие блики и самые темные тени должны быть сделаны с чистыми кистями, чтобы обеспечить максимальное воздействие. Но средние тона могут выиграть от небольшого смешения. Эта техника иногда даже помогает выделить основные моменты.

Мне нравится использовать розмариновые и Co Ivory Filberts (размеры: 0, 1, 2, 3, 4, 7) и Riggers (размеры: 0, 2). Они сочетают в себе шелковистость синтетических щеток и твердость щетины свиней.

04. Работа по всему холсту

Добавление цветов по холсту для лучшего смешивания

Когда я рисую, я пытаюсь увидеть картину целиком. Например, если я загружаю свою кисть фиолетовым цветом, я добавляю мазки кистью везде, где я могу видеть фиолетовый цвет, вместо того, чтобы просто фокусироваться на небольших областях.Затем я делаю то же самое со следующим цветом. Это помогает гармонизировать картину и заставляет все элементы соотноситься друг с другом.

На этом изображении обратите внимание, что на картине повсюду появляются одинаковые цвета. Эта техника также имеет преимущество в том, что картина хорошо выглядит на каждом этапе, потому что ни одна область не остаётся нетронутой — это особенно полезно при рисовании снаружи, так как погода может заставить вас остановить свою работу раньше, чем планировалось.

05. Добавьте остекление

Отделка глазурью может помочь придать гармонию изделию

Если вы уже закончили свою живопись, но ей все еще не хватает гармонии, вы можете глазировать весь холст цветом, который добавляет определенное настроение.Это уменьшает интенсивность цветов, но связывает элементы вместе. Думайте об этом как о добавлении тонированного стекла к сцене, чтобы оно выглядело солнечнее, грязнее или темнее.

Существуют различные способы добавления глазури. Смешайте средство (хорошо подходит Winsor & Newton Artists ‘Painting Medium) или ретуширующий лак с небольшим количеством краски и покройте весь холст. Обязательно следуйте инструкциям, чтобы избежать трещин. Как вариант, загрузите сухую кисть небольшим количеством краски и нанесите ее тонким слоем на сухую поверхность.

Эта статья первоначально появилась в выпуске 11 журнала Paint & Draw . Купить копию здесь

Статьи по теме:

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *