Декоративная скульптура | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Скульптура с давних времен является одним из главных элементов украшения садов, парков, усадеб, дворцов, городских территорий. Ее содержание, а вследствие этого и формы пластического выражения в значительной степени менялись в различные периоды развития общества.

Декоративная скульптура, как правило, имеет небольшие размеры, свободную трактовку пластических форм, носит «камерный» характер и рассчитана на небольшие пространства. Однако в крупных дворцово-парковых комплексах скульптуре иногда отводилась и особая роль — она широко использовалась для декоративного оформления и создания особой, торжественной среды.

 

Являясь важным элементом архитектурно-планировочных композиций, формы и размеры скульптуры взаимоувязывались, определялись по количеству и габаритам. Прежде всего они отвечали своему парковому окружению — пропорциям главных и второстепенных сооружений, ширине аллей и партеров, высоте деревьев и кустарников, были соразмерными человеку.

 

При создании скульптуры использовались долговечные твердые материалы с высокими декоративными качествами (бронза, чугун, мрамор, известняк, гранит).

 

В зависимости от цвета материала и фактуры поверхности декоративной скульптуры выбиралось место для ее установки. При этом стремились создать контрастные цветовые соотношения скульптуры и фона, на котором она смотрится. С помощью растительности можно значительно подчеркнуть художественные достоинства скульптуры.

 

На фоне зелени темных хвойных пород хорошо воспринимается скульптура светлых тонов, и поэтому неслучайно в парках и садах распространены белый мрамор, белый камень-известняк. Для материалов темной окраски (чугун, бронза, гранит) хорошим фоном служат деревья или кустарники со светло-зеленой серебристой, золотистой листвой.

 

Скульптуру устанавливали там, где окружающая среда способствовала выявлению ее художественных достоинств. Нередко скульптуру из бронзы удачно размещали на фоне неба, светлой воды, дальней стены деревьев, цвет которой значительно смягчался воздушной перспективой.

 

Далеко не вся скульптура Летнего сада или Архангельского обладает равноценными достоинствами, однако удачно размещенная на территории парка, она производит незабываемое цельное впечатление.

 

Перекрестки основных аллей являются важными элементами регулярного парка. Композиции, стоящие в центре перекрестка, просматриваются не только с главной аллеи, но и с примыкающих и поэтому решаются крупнее в расчете на восприятие с дальних расстояний.

 

В регулярном парке нередко для изоляции аллеи от расположенных по ее сторонам пространств используют стриженый кустарник и деревья в виде зеленых стен со специальными нишами, в которые устанавливают скульптуры. Цвет листвы фоновых насаждений выбирают с учетом цвета самой скульптуры.

 

Размещение скульптуры вдоль аллеи придает своеобразную парадность, подчеркивает сложившийся ритм стволов деревьев, доминирующее положение главной композиции по оси аллеи и способствует лучшему раскрытию уходящей в глубину перспективы.

 

Анализ установки скульптур в парках позволяет сделать вывод, что отношение высоты скульптуры с пьедесталом к ширине аллеи, как правило, 1:3. Такие пропорции создают наиболее благоприятные условия для осмотра скульптуры и при этом не мешают свободному проходу пешеходам. В этом случае пьедесталы не занимают территорию аллей, а находятся на линии бровки примыкающего к ней газона.

 

Парки с пейзажной планировкой, имеющие характерный плавный рисунок аллей, живописные поляны, озеленение, создающее условия, близкие к естественным, с чередованием зеленых массивов и лужаек, требуют специфических приемов размещения декоративной скульптуры. Такие парки чаще всего организуются на территории с ярко выраженным рельефом, что способствует максимальному раскрытию красоты ландшафта, созданию разнообразных видов, своеобразных групп деревьев, появляющихся внезапно из-за поворота.

 

Размещение скульптуры на озелененной территории обусловливается пластикой рельефа, архитектурно-планировочной композицией, характеристиками ландшафта, архитектурой сооружений и их назначением, очертаниями водоемов, наличием полян, площадок и т. д. При размещении скульптуры подбирают место, где скульптура смотрится не только как произведение искусства, но и гармонично взаимосвязано с окружением.

 

С этой целью нередко скульптуру устанавливают в сочетании с естественным камнем, создавая живописные природные композиции.

 

Прием увязки скульптуры с беседкой: I — дорога; II — скульптура; III — однотонная полоса цветов; IV — беседка; 1 — дуб красный; 2 — береза бородавчатая; 3 — смешанные посадки лиственных деревьев

 

Декоративная скульптура может усиливать тематическое содержание отдельного объекта, подчеркивая его значение в общей композиции, и одновременно объединять участки территории парка в единый комплекс. В пейзажных парках нередко скульптуру размещают на некотором удалении от аллей, на полянах с целью подчеркнуть направление осмотра и усилить ощущение масштабности пространства. Иногда скульптуру или даже целые композиции ставят непосредственно на землю, без пьедестала, но это возможно лишь тогда, когда скульптура является органической частью пейзажа. В каждом конкретном случае, в зависимости от уровня исполнения, содержания скульптуры, необходимы индивидуальный прием ее размещения, масштабное соотношение и согласованность с окружением и прежде всего с растительностью.

 

И. А. Косаревский предлагает ставить декоративную скульптуру в пейзажном парке у изогнутой дороги, подводящей к беседке. Однотонная лента цветов с выпуклой стороны дороги свяжет эти объекты, направляя взгляд и движение к беседке. Из беседки скульптура будет хорошо восприниматься на фоне зелени, и внимание к ней привлечет яркая полоса цветов.

 

В исторических парках, расположенных на сложном рельефе, нередко оформлялись скульптурой лестницы, дополняющие композицию.

 

Иногда парки становятся местом «именных» коллекций. В пригороде Стокгольма расположен музей под открытым небом выдающегося шведского скульптора Карла Миллеса. Здесь среди зелени на открытых террасах размещена экспозиция его работ. Самые значительные достижения мастера связаны с монументально-декоративным творчеством.

 

Значительные по размерам и содержанию монументы размещают на центральных площадях, создавая благоприятные условия для организации единого пространства.

 

При включении в парковую среду мемориальной скульптуры, обелиска, стелы, колонны, посвященных знаменательным историческим событиям, можно усилить их выразительность за счет умелого использования декоративных качеств растений, рельефа, всего окружения.

 

Деревянная скульптура — декоративная резная скульптура из стволов деревьев, получившая широкое распространение в последние годы на территориях городских зеленых насаждений и в пригородных лесопарках. Она создается из высохших деревьев, бурелома, которые приобретают на своем месте вторую жизнь.

 

Дерево — материал очень доступный и легко обрабатываемый, а изделия из него хорошо вписываются в естественную природную среду, создавая сказочную атмосферу. Умело используя и раскрывая замечательные природные художественно-декоративные качества дерева, создают скульптуры былинных героев, сценки из народных сказок. Такие композиции устанавливают на полянах в лесопарках и парках, на бульварах, во дворах микрорайонов. На детских игровых площадках для малышей размещают разнообразные простые в изготовлении и удобные для игр резные декоративные формы.

 

Деревянную скульптуру следует устанавливать поодиночке или небольшими группами по две-три штуки вдоль пешеходных аллей, на поляне, площадке и на других хорошо обозреваемых местах, избегая чрезмерной концентрации на одном месте и устанавливая одну скульптурную группа от другой за пределами видимости. Дерево для сохранения пропитывают специальным составом от растрескивания и разрушения.

 

В.А. Горохов

Декоративная скульптура

/Заказ скульптуры/

Монументально-декоративная скульптура — это очень интересный вид скульптурной пластики. Она тесно связана с монументальным и декоративным искусством. Её форма определяется архитектурой здания. В зависимости от стилистики эпохи ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА подчёркивает архитектурные объёмы, делая акценты на узловых композиционных точках, внося в конструкцию различные ритмические и динамические оттенки, определяя пластику стен.

Фигуры атлантов, грифонов и кариатид украшают фасады дворцов Санкт-Петербурга. Красивые декоративные рельефы мы видим на многих домах в историческом центре нашего города. Над скульптурным убранством церквей и храмов работали талантливые скульпторы: Теребенев, Пименов, Демунт-Малиновский.

К монументально-декоративной скульптуре относят и садово-парковую скульптуру с её бронзовыми бюстами, мраморными статуями и гранитными вазами. Она тесно связана с ландшафтным окружением. Первым в России местом, где появилась садово-парковая скульптура, стал Летний Сад. При Петре Первом существовала система заказа статуй заграницей: в Англии, Франции и Италии. Скульптурные композиции из бронзы и мрамора, специально созданные для парков и садов, играют важную роль в организации ландшафтного пространства.

У нас в творческой мастерской Вы можете ЗАКАЗАТЬ ДЕКОРАТИВНУЮ СКУЛЬПТУРУ для Вашего интерьера и сада. Собственное производство позволяет нам создавать композиции в любом размере от миниатюры до монументальной статуи. Обычно наши мастера делают скульптуру в единственном экземпляре, но возможно выполнить и ограниченный авторский тираж.

Мы не используем готовые композиционные решения, а всегда придумываем что-то новое и оригинальное, разрабатывая сразу несколько эскизов и дорабатывая их с учётом требований заказчика.

Наш архитектор может приехать к Вам в загородный дом и проконсультировать о том, как лучше вписать декоративный рельеф или статую в интерьер.

Наши специалисты работали в Русском музее и Творческой мастерской Академии художеств, поэтому ЗАКАЗАВ ДЕКОРАТИВНУЮ СКУЛЬПТУРУ у нас, Вы получите не китайскую или итальянскую безделушку, а произведение искусства, созданное в единственном экземпляре специально для Вас, которым будете гордиться Вы и Ваши дети.


Декоративная и монументальная скульптура

Крупные мемориальные комплексы и отдельные монументы в парках, являющиеся сооружениями большого исторического и идейного художественного значения, здесь не рассматриваются, так как они заслуживают специального исследования.

Основной темой скульптурных изображений является человек. Человек духовно богатый и физически развитый, совершенного телосложения . Идеал такого красивого человека сложился еще в в Древней Греции и Италии. В те далекие годы широкое развитие получил культ гармонично сложенного обнаженного человека: прекрасные образы молодых людей. Эти образы юноши-атлета и стройной, красивой и изящной девушки через несколько тысячелетий дошли до наших дней, хотя, естественно, понятие идеала человека менялось. Место героев и богов мифологии через многие исторические эпохи заняли герои народного эпоса — люди героического труда и боевой доблести или могучие, сильные, смелые борцы со злом.

Marble_sculpture_of_naked_womanВ приемах размещения декоративной скульптуры в русских исторических парках имеется много весьма полезного для использования в современных садах и парках. Скульптуры в парках очень часто устанавливались около подстриженных деревьев и кустов. Иногда специальной стрижкой создавались зеленые ниши, в которых помещались мраморные статуи. Со временем эти деревья сильно выросли, стволы их обнажились, а кроны поднялись выше скульптуры, из-за чего они потеряли важный фон.

В исторических парках дворцов-музеев декоративная скульптура подобрана преимущественно двух тематических групп: произведения по мотивам греческой и римской мифологии и аллегорические. Реже среди них встречаются портреты: статуи или бюсты императоров и исторических деятелей, в особенности римской эпохи. Декоративные скульптуры сосредоточены в основном на террасах подпорных стенок и у мраморных лестниц, где есть аллегории стран света. Подбирались произведения в основном по декоративным соображениям, но во всех случаях выбор падал на высокохудожественные скульптуры, в том числе копии с оригиналов.

В этом и другом парках учитывались масштабные и пропорциональные их отношения к месту расположения. Принималась во внимание ритмическая расстановка скульптур по аллеям, партерам и террасам парка для создания важных акцентов и хорошей их видимости. Отдельные произведения ставились на открытых полянах с круговым обзором или у водоемов с отражением в зеркале воды, а также на пересечении аллей. Композиции из нескольких скульптур составлялись на парковых лестницах, на подпорных стенках, у гротов и каскадов, при фонтанных устройствах и в иных ключевых, хорошо просматриваемых местах. Следует обратить внимание, что мраморные скульптуры на зиму бережно укрывались деревянными ящиками.Lovers_in_marbleЧеловек в произведениях декоративной скульптуры и в наше время остается самой главной, самой значительной фигурой. Показать красоту молодого, физически развитого, гармонично сложенного человека, сильного и жизнерадостного, счастье молодой матери, красоту юности — это высокая творческая задача скульптора, решение которой должно поглотить его ум и сердце, талант и мастерство.

 

Декоративная садово-парковая скульптура, в отличие от монументальной, является более интимной, камерной. Она не подчиняет себе окружающую среду, а, наоборот, вписывается в нее. Как драгоценный камень, вставляемый в оправу зеленого наряда, она обогащает парковый пейзаж.

 

Произведения декоративной скульптуры не ограничиваются изображением человека, но широко включают в свою тематику разнообразный мир животных — зверей, птиц, рыб. С использованием анималистической скульптуры в наших парках создано немало интересных, красивых, удачных уголков, раскрывающих прекрасный мир живой природы.

 

Вместе с тем надо сказать, что размещать большое количество скульптур на ограниченной площади ошибочно. Они мешают друг другу из-за несогласованности в масштабе изображения и по пропорциям. По этим причинам ни о какой связи декоративной и в особенности монументальной скульптуры с окружающей средой говорить не приходится.

 

Statue_in_the_parkВключение скульптуры в условия парка следует рассматривать не как отдельную творческую задачу скульптора, а как комплексное формирование среды. Такой метод позволяет выявить декоративные возможности скульптуры, подчеркнуть ее эстетическую значимость в общем художественном ансамбле парка. При этом верное соотношение каждого элемента друг с другом и со средой в целом способствует не только созданию красивого вида ландшафта, но и обогащает визуальное восприятие человека, развивает его эстетические чувства.

 

Особенностью любой экспозиции должны быть тщательно подобранные для показа произведения пластики без перегрузки ими садовой территории. При переходе от одной скульптуры к другой должен незаметно исчезать из поля зрения предыдущий экспонат, скрываясь за зеленым нарядом сада. Одновременно должны просматривались два-три, иногда четыре произведения на достаточном расстоянии, не мешая друг другу. При этом каждая скульптура вкрапливается в живую парковую среду ценным компонентом, обогащая зеленые уголки сада. Растительные же формы служат прекрасным фоном произведениям искусства, гармонично сливаясь в единую художественную композицию.
 

Помимо показательных экспозиций современной декоративной скульптуры имеется много примеров удачного размещения произведений пластики среди зеленого наряда в парках курортной зоны.

Скульптура. Классификация и разновидности

Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).

Круглая скульптура

Обход — одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.
 

Станковая скульптура — вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.

 

К станковой скульптуре относятся:

Бюст — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Скульптура малых форм — небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.

Скульптурная группа

Статуэтка — вид мелкой пластики — статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.

Статуя — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.

Торс — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

 

Монументальная скульптура — скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.


К монументальной скульптуре относятся:

Мемориал
Монумент — памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т. п.
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Статуя — произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники
Стела — вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.
Обелиск — четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.
Ростральная колонна — отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей
Триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна — торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий.

Декоративные скульптуры для сада 55 фото вариантов

Скульптура на садовом участке использовалась, как один из декоративных элементов в ландшафтном дизайне, она отражала культуру и традиции всех народов. Египетские сфинксы украшали вход в усыпальницы фараонов. Беломраморные статуи языческих богов, таких как: Аполлон, Венера, Меркурий, Диана, а также фигуры зверей, таких как львы – хранители врат, кентавры, амуры украшали сады Древней Греции, Рима. Скульптуры были неотъемлемой частью знаменитых садовых и парковых зон Европы, России, Украины. Декоративные скульптуры для сада 55 фото примеров смотрите в данной статье:

Всю эту декоративно-мемориальную скульптуру использовали на дачном или садовом участке, в основном для оформления грота, фонтана, парадного подъезда, как акцент на цветочных клумбах. В городских парках для размещения статуи, вазы создавали специальные стрижёные ниши.

Декоративные скульптуры для сада просятся и в наши сады, тем более что современный рынок даёт большие возможности. Но прежде, чем на чём-то остановиться, надо определить, органично ли впишется новый элемент в пейзаж, не нарушит ли существующую гармонию. Скульптуры в античном духе соответствуют садам регулярного стиля.

Где разместить скульптуры в саду

Если ваша вилла в классическом стиле, то очень уместно разместить каменные изваяния:

  • в конце аллеи для подчёркивания перспективы;
    в монументальном фонтане;
  • у стены дома, увитой девичьим виноградом;
  • у живой изгороди из хвойников;
  • рядом с прямоугольным прудом и любоваться отражением скульптуры в гладе воды.

Так можно превратить свой сад в сказочное Средиземноморье, в маленькую Италию. Скульптуры для сада фото идеи:

Если уголок вашего сада оформлен в японском стиле, то нельзя обойтись без японских фонарей, таких своеобразных и неповторимых, каменных емкостей с водой, маленьких фонтанов из бамбука или камня, деревянных мостиков.

Если ваш скромный участок выполнен в сельском стиле, то обустройству сельской усадьбы можно поучиться у Голландии, где аккуратность и практицизм – главные качества маленьких садов.

Смотрите видео: Декоративные скульптуры для сада

Использование скульптуры из цемента для сада – очень ответственное дело, так как является визитной карточкой вкуса хозяев. Поэтому надо придерживаться следующих правил:

  • • соблюдать пропорции;
  • • соблюдать меру;
  • • размещать изваяния там, где надо подчеркнуть интересный элемент сада: центр, пересечение дорожек;
  • • создавая композиции, надо заботиться о том, чтобы они гармонично сливались с окружающей природой.

На Западе украшают и земли, предназначенные для выращивания овощей, так называемый – огород. Деревянные скульптуры для сада — это может быть стилизованное пугало, соломенный или керамический заяц, с морковью в лапах, гном со шлангом в руке и поливающий участок.
Надо помнить и о птичках, обеспечивая их оригинальными поилками. Гипсовые скульптуры для сада фото идеи:

Мраморные статуи, заселившие сады

Хотя мрамор является достаточно распространенной горной породой на Земле, но месторождения именно белоснежного, искрящегося, декоративного минерала находятся, как правило, в малодоступных, необжитых местах. Именно поэтому вот уже продолжительное время мрамор остается очень престижным, весьма ценным строительным материалом, изделия из которого могут позволить себе иметь в усадьбе, дома люди далеко не бедные, которые могут использовать скульптуры для сада из бетона.

Кроме большой дворцовой архитектуры и шедевров известных скульпторов, мрамор нашел себе более приземленное применение. Природный продукт возвратился в свою стихию став основой для парковой скульптуры, украсив своими формами искусственные ландшафты. Родоначальниками мраморных статуй в парке стали вездесущие древние греки, расставлявшие их в священных оливковых, кипарисовых рощах вокруг величественных храмов.

Деревянные скульптуры для сада, идею подхватили позже римские патриции, украшавшие парковыми скульптурами рощи около своих аристократических поместий. Император Адриан превратил свой парк практически в музей под открытым небом, собрав множество мраморных построек и изваяний, остатки которых можно наблюдать до сих пор. Римские папы при строительстве Ватикана использовали античные постройки, скульптуры как основу для христианских храмов, особенно им понравились одинокие мраморные колонны посреди буйной зелени. Мода на благородные руины в садах идет именно от католических священнослужителей той поры. Декоративные скульптуры для сада фото-варианты:

В эпоху Возрождения великие мастера создали в Ватиканских садах уникальный комплекс, включающий в качестве элементов мрамор, зелень и воду, но сакральным ансамблем могли любоваться только избранные особы, а в наше время популярность имеют гипсовые скульптуры для сада. Тема итальянцев нашла свое продолжение и развитие во французских дворцовых парках, высшей кульминацией которых стал знаменитый Версаль, летняя резиденция королей. С тех пор сад по-французски стал эталоном паркового искусства, которому подражали Англия, Германия и Россия, возводившая шедевры даже на болотистых землях. Петр Первый сумел украсить мраморными статуями свой Летний сад в построенной столице, составив конкуренцию в борьбе за изваяния с Папой Римским.

Классические колоннады, ротонды, беседки, фонтаны, а также более мелкие вазы, урны, скамьи изготовляли не только из белого, но и цветного мрамора. Сегодня многие садовые центры могут предложить всего лишь жалкие бетонные копии скульптур вместе с разнообразными растениями для участка. Декоративные скульптуры для сада фото-примеры на вашем участке:

Смотрите видео: Декоративные скульптуры для сада из проволоки

Виды скульптуры

skulptura_buddhaСкульптура — вид изобразительного искусства; произведения скульптуры (в основном полные или частичные изображения человеческой фигуры) имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Наряду с термином «скульптура» употребляются как синонимы термины «ваяние» и «пластика». В узком смысле под скульптурой и ваянием понимают высекание, рубку из камня, вырезание из дерева; под пластикой — лепку из глины, воска и других вязких материалов.

Скульптура делится на два основных вида: круглую и рельеф.

Круглая скульптура, предназначенная для обозрения со всех сторон, подразделяется на следующие подвиды: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, связанные по содержанию и композиции), статуэтка (фигура значительно меньше натуры), бюст (погрудное изображение человека). 

stonereliefРельеф по своим изобразительным возможностям занимает промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости. Как и круглая скульптура, рельеф обладает трёхмерностью, но композиция его развёртывается вдоль плоскости в одном или нескольких пространственных слоях. Рельеф может быть выступающим над плоскостью фона (основные виды: низкий рельеф, или барельеф, и высокий — горельеф) и углублённым (койланогриф).

По назначению скульптура делится на монументальную, монументально-декоративную и станковую.

skulptura-asia-londonМонументальная скульптура предназначается для утверждения общественно-значимых идей, для обращения к широким массам зрителей. Исполненная в крупных размерах и из долговечных материалов, монументальная скульптура устанавливается в общественных местах на открытом воздухе (на площадях, в парках) или в больших помещениях.

Монументально-декоративная скульптура включает все виды скульптурного убранства, связанного с архитектурой: кариатиды, атланты, маскароны, оформление фронтонов, фризов, метоп и т. д. на фасадах зданий; статуи и группы на зданиях или перед ними, лепные плафоны, панно и т. д. в интерьерах зданий. Одним из видов монументально-декоративной скульптуры является садово-парковая скульптура. Монументально-декоративная скульптура призвана обогащать и развивать архитектурный образ, усиливая выразительность архитектурных форм. Значительное место в области монументально-декоративной скульптуры принадлежит рельефу.

skulptura-angelСтанковая скульптура — скульптурное произведение, не связанное с архитектурой. Станковая скульптура, обычно не превышающая величину натуры, наиболее разнообразна по содержанию и тематике; она предназначается для общественных и жилых помещений. К ней относится и так называемая скульптура «малых форм». Особую область скульптуры составляют литые и чеканные медали, плакетки и монеты, а также геммы, художественная резьба по камню, дереву, кости; ювелирные скульптурные изделия.

Скульптура нового времени, как правило, однотонная, имеет естественный цвет материала или ровно окрашена (тонированный гипс, патинированная бронза). В древнем мире скульптура часто расцвечивалась.

Все по-настоящему ценное — ценно во все времена! (с) Stone2art Group 

Скульптура садов и парков. Направления скульптуры. — Путешествия и культура

В зависимости от предназначения выделяют несколько направлений скульптуры.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура адресуется к массам зрителей, поэтому размещается на главных площадках, аллеях или эспланадах парка, создавая благоприятные условия для единства организации пространства. Ее отличают крупные размеры, рассчитанные на восприятие с больших расстояний, приподнятость образного строя, величавость форм активный силуэт и обобщенная трактовка объемов.

К монументальной и монументально-декоративной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции: статуи, бюсты, рельефы или иные монументы, часто мемориальные ансамбли в память выдающихся людей и событий. Как правило, они выполняются из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливаются на естественных возвышениях или искусственно созданных постаментах.

Монументально-декоративная скульптура вообще тесно связана с архитектурой, являясь иногда опорой архитектурной конструкции (атланты или кариатиды) или украшением фасадов и интерьеров зданий и сооружений (триумфальных арок, колонн, обелисков, мемориальных плит), а также мостов, фонтанов и др. объектов.
К характеристике этого направления скульптуры мы вернемся позже, при изучении архитектурных построек в садах и парках.

Декоративная скульптура, иногда называемая садово-парковой (парковой) скульптурой, обычно имеет сравнительно небольшие размеры, свободную трактовку пластических форм, «камерный характер» и рассчитана на небольшие пространства, соответствующие пропорциям сооружений, ширине аллей и партеров, высоте деревьев и кустарников. Большинство произведений ландшафтной скульптуры соразмерно человеку. При этом скульптурные композиции, установленные на перекрестках аллей в регулярных парках, имеют более крупные размеры, поскольку они просматриваются с нескольких аллей.
При создании декоративной скульптуры часто используются долговечные твердые материалы с высокими декоративными свойствами (бронза, чугун, мрамор, известняк, песчаник, гранит).

В зависимости от цвета материала и фактуры поверхности декоративной скульптуры выбирается место для ее установки, главное внимание при этом уделяется созданию зрительного цветового контраста скульптуры и фона, что позволяет подчеркнуть художественные достоинства скульптуры.
На фоне зелени темнохвойных пород хорошо воспринимается скульптура светлых тонов, поэтому неслучайно в парках и садах распространены белый или серо-белый мрамор или известняк.

  слева —  Амур и Психея. Школа Бернини, Италия конца XVII века. Белый мрамор.  Летний сад, СПб, Россия
справа —  Свидание. Дворик за оперным театром. Серо-белый мрамор.  сад Пале-Рояль, Париж, Франция

Для скульптур темной окраски поверхности (чугун, бронза, гранит) хорошим фоном служат деревья или кустарники со светло-зеленой, серебристой или золотистой листвой.

    слева  —   львы на страже, арх. Бренна. Чугун. Павловский парк, окрестности СПб, РФ
справа —  Утро, скульптор И. Козловский. Гранит.  Губернаторский сад, Ярославль, Россия

Нередко темную/темноцветную скульптуру устанавливают на фоне неба или светлой воды.

Русалочка, скульптор  Э. Эриксен, Копенгаген, Дания


Далеко не вся скульптура садов и парков обладает высокими художественными достоинствами, но удачно размещенная, она производит незабываемое впечатление.

В регулярном парке скульптуры размещают либо на перекрестках, либо вдоль аллей, что придает аллеям своеобразную парадность, подчеркивает ритм стволов деревьев, способствует раскрытию уходящей в глубину перспективы.

  слева — скульптурная аллея,  Летний сад, Спб, Россия
справа —  древесная экседра с 12 статуями месяцев в зеленых нишах, вилла Скьярра, Рим, Италия

Часто в зеленых стенах регулярных парков из стриженых деревьев и кустарников создают ниши или зеленые кабинеты, где размещают скульптуры.

        слева —  аллегория одного из месяцев виллы Скьярра, Рим
справа —  нимфа Летнего сада, скульптор Т. Квеллинус, Фландрия, в 1690 годы — установлена в СПб, Россия

В парках со сложным рельефом многочисленные лестницы оформленные скульптурой создают видовой ряд позволяющий снять эмоциональную и даже отчасти физическую нагрузку.

  слева —  статуи на лестнице у фонтана Шахматная горка, Петродворец, СПб, Россия
справа —  дракон, парк Гуэль, Барселона, Испания

В парках с пейзажной планировкой, имеющих плавно-произвольный рисунок аллей, живописных полян и чередования зеленых массивов и лужаек, декоративную скульптуру нередко размещают на некотором удалении от аллей, на полянах с целью подчеркнуть направление осмотра и усилить ощущение масштабности пространства.

Петр I в Парке скульптур остров Канта Калининград


Вообще в пейзажных парках при размещении скульптуры выбирают место, где скульптура гармонично связана с окружением: пластикой рельефа, очертаниями водоемов, полян, наличием естественного камня или у изогнутой дорожки, подводящей к беседке.

Иногда парки становятся местом «именных» скульптурных коллекций. Например, в пригороде Стокгольма в парке размещена экспозиция работ выдающегося шведского скульптора Карла Миллеса, что позволило создать, посвященный его творчеству, музей под открытым небом.

парк-музей Миллеса


Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. Отличным материалом для садово-парковых скульптур, устанавливаемых под открытым небом, считаются помимо мрамора и гранита, песчаник, сланец, кварцит и известняк. Они достаточно хорошо переносят морозы и влагу.         слева —  Афина. XVIII век. Неизвестный скульптор. Песчаник. Павловский парк, окрестности СПб, Россия
справа —  Похищение Европы, скульптор Е.Евграфов. Известняк. СПб, Россия

Вторую группу исходных материалов составляют гипс, цемент, бетон и искусственный камень. Бетон и искусственный в настоящее время активно «завоевывают» рынок. Фактически это почти натуральный камень, только созданный в фабричных условиях и потому в полтора-два раза дешевле. Искусственный камень значительно легче натурального, но его можно при помощи клея прикрепить практически к любой поверхности.

  слева —   Будда-парк. Бетон. окрестности Вьентьяна, Лаос
справа — статуя Геракла. Искусственный камень (с 2014 г.). Александровский сад, СПб, Россия

Третью группу материалов широко используемых для создания садово-парковых скульптур образуют металлы, не поддающиеся коррозии, например, бронза.

    слева —  одна из скульптур, парк Вигеланда, Осло, Норвегия
справа —  Девушка с кувшином (Молочница), скульптор  П. П. Соколов. Екатерининский парк, город Пушкин, окрестности СПб, Россия

Деревянная скульптура любимая многими людьми обладает одним существенным недостатком – ее «век жизни» слишком короток.

    слева —  Парк деревянных скульптур на темы фэнтези, Австралия
справа —   сказочные герои парка Поляна сказок, окрестности Ялты, Крым, Россия — travelask.ru

В последние десятилетия большое распространение, особенно в современной скульптуре, получили новые виды материалов, например из окаменевшей вулканической лавы.

пять каменных корейских статуй Дольхарбан (каменный дед-охранитель дома),

парк 300-летия Петербурга, СПб, Россия


От природных особенностей и способов обработки исходного материала зависит техника работы скульптора.
Мягкие материалы (глина, песок, моделин, снег и т.п.) используются для лепки с помощью стеков и рук.
При этом, например, для создания керамической скульптуры используются особые сорта глины, которая покрывается росписью ил/или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.     слева —  скамейка Большая волна
справа —  Морская звезда на набережной Нетании, от парка Яд-леБаним, Израиль

Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое (различные металлы, гипс, бетон, пластики, вода и т.п.), при вливании их в специальную форму превращаются в произведения скульптуры. Для обеспечения процесса перехода из одного состояния в другое необходимо одни исходные материалы предварительно расплавить и затем остудить в формах, другие наоборот после разлива в формы нагреть или «запечь» до твердого состояния (например, полимерная глина), третьи после разлива в формы – заморозить.

Для воспроизведения скульптуры в металле используют также гальванопластику (получение точных копий электрохимическим способом).
В нерасплавленном виде металл обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.

       

Парк кованых скульптур, Донецк


Твердые вещества (различные породы камня, дерева, льда и пр.) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нем объемной формы.

ледяные скульптуры на темы русских народных сказок, Омск, Россия


Скульптурные произведения создаются также за счет последовательного соединения различных, часто разнородных частей на или вокруг единого каркаса, модели – соответственно этот способ получил название моделировка. Например, «зеленая» скульптура.

парк Зеленая планета, Сочи, Россия


Что касается двух последних направлений скульптуры: станковой и скульптуры малых форм то, речь о них пойдет значительно позже, при рассмотрении музеев (и их коллекций), расположенных на территории садов и парков.

Следующая публикация будет уже о современной скульптуре, начнем мы со световой скульптуры и далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *