Содержание

Телега для лошади: разновидности, инструкция по изготовлению

Телега для лошади – вовсе не пережиток прошлого, а вполне себе распространенный в сельских местностях транспорт. Во многих регионах нашей страны некоторые жители до сих пор предпочитают перемещаться на лошади – для перевозки грузов или людей, а также в развлекательных целях. С помощью скакуна можно перевозить негабаритные предметы, вспахивать землю, перемещаться по своим личным нуждам.

Годами ранее в селах работали мастера по изготовлению различных моделей телег, сегодня же найти таких специалистов довольно сложно. Придется покупать готовую конструкцию либо сделать ее самостоятельно. Об этом наша сегодняшняя статья.

Телега для лошади

Содержание пошаговой инструкции:

Что такое телега?

Телегой называют повозку, в которую запрягают лошадей и представителей КРС. С помощью этого транспортного средства можно перемещаться по всем дорогам, на которых отсутствует запрещающий знак. На телеге предусмотрены сиденья для пассажиров или площадка для груза, а также отдельное место для извозчика.

Декоративная телега-карета

Также существуют различные декоративные конструкции — их называют экипажами. Используют эти повозки для праздничных прогулок по городу, свадебных или иных фотосъемок.

Любая телега состоит из хода и кузова. Ход представляет собой механизм, за счет которого повозка перемещается. Кузовом называют сам прицеп.

Таблица 1. Конструкция ходовой части

ЭлементыОписание
ОсиИмеется задняя и передняя ось.
КолесаРасполагается по 2 колеса на каждой оси. Обычно диаметр передних колес немного меньше по сравнению с задними.
СтойкиНаходятся на передней и задней части. Они выполняют функцию амортизации телеги.
РоспускТребуется его установка для связи осей. С одной стороны роспуск закрепляют, и он остается неподвижным. С другой стороны его можно регулировать. При помощи такой конструкции изменяют положение осей.
ОглоблиЗакрепляются на передней оси.

Самодельная телега

Раньше для изготовления таких конструкций, как телеги, использовали только древесину — мастера делали из нее даже колеса. Однако теперь повозки собирают чаще всего из металла, потому что подобные конструкции наиболее долговечные, износостойкие и за ними удобнее ухаживать.

Разновидности телег

С развитием промышленности появилось большое разнообразие повозок. Однако существуют и более ранние транспортные средства, которые использовали для сообщения между крупными и мелкими городами. Для каждой из них предусмотрена особая технология изготовления.

Современная телега

Пассажирские

Наиболее известным средством передвижения является карета. В самом начале они использовались только для перемещения знатных людей. Спустя некоторое время кареты получили широкое распространение, их стали применять в качестве транспорта для общего пользования.

В дальнейшем этот вид пассажирского транспорта начал видоизменяться. Вместо небольших двухместных карет начали проектировать объемные конструкции с несколькими осями. Упоминания о них можно встретить в художественной литературе, увидеть в кино.

Четырехместная карета

Таблица 2. Разновидности повозок для дальнего перемещения

НазваниеСтранаПрименениеХарактеристики

Кибитка

Первый раз была замечена у кочевников в России. Для продолжительных поездок в холодное время года.Кочевники использовали эту конструкцию для путешествий со своим грузом. При помощи такого транспортного средства можно было быстро установить сообщение между различными областями.

Дилижанс

Появился во Франции в промежутке между XVIII-XIX веками.Использовали для отправки посылок и писем в различные города.На таком транспорте могли перемещаться 7-8 человек. Это была единственная возможность быстро добраться до нужного пункта. Предусматривались кратковременные остановки.

Тарантас

Страной происхождения является Россия. Повозка появилась в XIX веке.Использовалась для перемещения людей по разным городам.Такое транспортное средство использовали даже при длительных поездках. Потому что конструкция позволяла добраться с минимальной тряской. Одновременно в такой телеге могли ехать 4 человека с багажом.

Фургон (вардо)

Появился в XVIII. Страна производства – Америка.Использовалось такое транспортное средство как временный дом для передвижения переселенцев.Такая пассажирская телега была накрыта специальным защитным шатром. Повозка не отличалась удобством. Однако на ней можно было быстро перемещаться при любой погоде.

Шарабан

Появился во французских городах в самом начале XIX века.Этот вид транспорта использовался для поездок на природу.Повозка с большим количеством мест для пассажиров и специальным защитным тентом.

Для быстрого перемещения пассажиров были созданы более маневренные телеги:

  1. Кэб. Небольшой экипаж с одной осью, в кабине одновременно находилось 2 или 4 пассажира.
  2. Дрожки. Легкий вариант телеги с двумя осями.
  3. Бричка.
    Повозка с одной осью, вмещала только пару человек и кучера.

Бричка

Важно было обеспечить города быстрым и доступным транспортом, поэтому на дорогах можно было встретить большое количество маленьких и больших повозок. Они выполняли функцию общественного транспорта или такси.

Грузовые

Грузовые конструкции значительно отличались от пассажирских повозок. Основное их преимущество было в большой вместительности. Самый старый тип повозки – двухколесная арба. Такие телеги были распространены в некоторых регионах Кавказа еще в XX веке.

Арба

Однако в процессе модернизации промышленности, грузовые телеги значительно усовершенствовали. Улучшенные конструкции передвигались за счет движения подшипников. А также были установлены прорезиненные колеса и тормоз. Благодаря чему на повозках можно было перевозить грузы около 1-1,5 тонны. До этого времени приходилось закреплять к повозке несколько коней.

Телега грузового типа

Безосные

Сани – это наиболее простой тип повозки, который не предусматривает колес. Перемещаться на подобном транспорте можно только по мягким сн

svoimi-rykami.ru

двуколка и конная повозка своими руками

Считается, что телеги появились в XII веке. С тех пор их конструкция почти не изменилась. Даже сегодня телега для лошади иногда используется на фермах, выставках, в туристической сфере. Самостоятельно сделать такой транспорт сложно, но можно.

Сфера использования телеги

Подвода представляет собой гужевое средство на четырех колесах, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров. Поначалу под ней понимали транспорт только с одним конем. Рессор в конструкции не предусматривалось. На Кавказе до XIX века спиц тоже не было. Роль колес выполняли круглые спилы бревен. Затем телегами стали называть разные типы повозок со своими особенностями.

Телеги делают из дерева, нижняя часть — металлическая. Сегодня чаще применяют рессоры и резиновые колеса. Телега весит 250–300 кг. Устройство повозки связано с целями использования. Например, борта есть не всегда. Иногда используют платформенный тип.

В качестве тягловой силы используют лошадей. Они перевозят 500–750 кг. Некоторые тяжеловозы справляются с весом около двух тонн. Конструкция упряжки обычно — оглобельно-дуговая. Лошадей иногда заменяют волы, мулы, буйволы.

Подводы применяют в разных областях:

  • Для перевозки тяжелых, объемных грузов. Грузовой транспорт — более крепкий, по сравнению с остальными телегами. У него надежный каркас и опоры для колес, металлическое основание.
  • Иногда перевозят легкие грузы: как правило, солому, сено. Основание у такой телеги необязательно должно быть прочным.
  • Для перевозки людей. Конструкцию дополняют скамеечками, ручками, светоотражателями.
  • Для развлечений и прогулок. Лошадь и телега в таком случае должны выглядеть подобающе, поэтому особое внимание уделяют внешнему виду транспорта. Выбирают хорошую древесину, тщательно обрабатывают ее. Для украшения подходит пластик. В парках в такие повозки нередко запрягают пони.
  • Как декоративное изделие, экспонат. Это хороший образец народного ремесла для выставок, музеев.

Виды конных повозок

Сегодня больше используют оглобельные упряжки, пневматические резиновые колеса. Подводы стали грузоподъемнее — около 750 кг.

По фильмам многим знакома двуколка для лошади, которую тоже принимают за телегу. У подводы должно быть четыре колеса. У двуколки их только два. Хотя выделяют несколько видов подвод со своими особенностями.

Тележка

Транспортное средство для перевозки людей — тележка, оборудованная сидениями для извозчика (козлы) и пассажиров. К бортам с внутренней стороны приделаны ручки, необходимые для безопасности.

Такая конная повозка часто перемещается по дорогам с твердым покрытием. Колеса делают из пневматических шин. Тележки отличаются сравнительно небольшими размерами.

Крытого верха в такой конструкции нет, поэтому борта делают высокими. Они защищают от пыли, камешков, летящих из-под колес встречного траспорта.

Дроги

Другой вид подвод отличается более крупными размерами. Передок и задок соединены длинными брусьями (дрогами). Сверху и поперек кладут металлические листы. Такие телеги называют дрогами в честь брусьев.

Раньше эту конструкцию часто использовали для транспортировки умерших. Сегодня такая повозка с лошадью применяется для перевозки больших грузов, например, сена. Важно правильно закрепить поклажу.

Дрожками еще называют особые виды полу- или безрессорных подвод. Они короче и легче. У некоторых модификаций были крылья над колесами для защиты от грязи, откидной верх. Четырехместные телеги особой конструкции называли линейками, круглые — пролетками. До конца XIX дрожки применяли для испытания рысаков в русской упряжке. Подобные телеги уже можно отнести к другому виду подвод — экипажу.

Полок

Следующий вид применяют для перевозки тяжелых грузов. У полока сплошное деревянное, плоское основание. На кузов удобно класть и крепить тяжелую или габаритную поклажу.

Для изготовления транспорта берут древесину только прочных лиственных пород. Доски укладывают вдоль как можно плотнее одна к другой. Скрепляют их поперечными, более короткими. Как правило, основу конструкции составляет металлическая рама.

Для перевозки тяжестей важна качественная амортизация. Колеса используют с резиновыми шинами.

Экипаж

Закрытые повозки с рессорами называют экипажами. Они могут быть оснащены оглоблями, дышлом. Иногда используют деревянные колеса. Хотя сегодня это редкость — их можно встретить разве что на экскурсиях в музеях.

Грузоподъемность и маневренность у разных видов отличаются.

Кареты

Самое удобное и престижное средство передвижения в прошлом. Внутри есть мягкие сиденья. Карета оборудована окошками по бокам и спереди. Кучер находится спереди, на открытой части. У некоторых карет нет козел. Тогда кучер размещается на облучке — деревянном креплении с краю. На запятках сзади кареты стояли лакеи. Они открывали дверцы, помогали подняться по ступенькам внутрь.

Самые легкие кареты везли две лошади. Хотя бывали и более тяжелые конструкции. Самые популярные — тройки и четверики. Сегодня кареты используют редко — для развлекательных прогулок, в работе над фильмами, для исторических реконструкций.

Коляски

Легкий экипаж с откидным верхом, обладающий хорошей маневренностью. Поездка в коляске была комфортной. Для запряжки нужно 2–3 лошади, хотя некоторые использовали шесть скакунов. Разновидности коляски — фаэтон, ландо.

Тарантасы

Предназначались для путешествий на большие расстояния. Вмещали обычно четырех пассажиров. Тарантас — нестандартный экипаж. У него нет рессор, но есть продольная рама, дроги до шести метров длиной. Такая конструкция смягчает тряску, что важно при езде по неровной дороге, особенно во время длинных путешествий.

Брички

Похожи на тарантасы, но легче. На бричках ездили на дальние расстояния. Иногда встречались модели с откидным верхом — кожаным, деревянным, плетеным, утепленным. В России, как правило, использовали брички без рессор, в Западной Европе эта деталь была в конструкции. Для запряжки брали 1–2 коней.

Как сделать карету для лошади своими руками

Когда-то изготовлением подвод занимались специальные мастера. В советское время повозки выпускали двенадцать заводов. Самый крупный находился в Новгородской области. В 80-е годы он выпускал до 2000 повозок в месяц.

Сегодня традиции не утеряны. Однако найти мастеров и обратиться к ним не всегда получается. Некоторые делают телегу для лошади своими силами. Это непросто, но вполне реально. Как и для многих самоделок, требуются начальные навыки и правильная подготовка.

Материалы и инструменты

Чтобы сделать телегу для лошади своими руками, понадобится умение обрабатывать дерево и другие материалы. Для облегчения задачи перед работой ищут или заказывают:

  • металлические оси колес;
  • две пары дисков и шин от машины.

Для простейшей подводы понадобятся и другие материалы:

  • металлические трубы, профиль, большие уголки от 5 мм толщиной;
  • листы на 10 мм;
  • длинные доски, бруски 100 на 100, 50 на 130, 25 на 100 мм, лучше из твердых пород;
  • хорошая фанера толщиной 20–30 мм.

Из инструментов и оборудования потребуются:

  • сварочный аппарат с принадлежностями;
  • фрезерный станок;
  • ножницы по металлу;
  • молоток, гвозди;
  • шуруповерт и длинные саморезы;
  • болт М20х100;
  • гаечные ключи.

Порядок работ

При изготовлении простейшей телеги начинают с передней оси:

  1. Выбирают брус 100 на 100 мм. Отрезают 1 м. Брус не должен крошиться или гнить, поскольку в него будет вставляться металлическая ось.
  2. Делают в нижней стороне бруса паз под ось. Используют фрезерный станок.
  3. Сверлят брус насквозь посередине. Диаметр — 20 мм. Дырка нужна для шквореня — металлического штыря. Его роль выполняет болт М20х100.
  4. Из металлических листов вырезают круги диаметром 300 мм. В центре каждого делают отверстие 22 мм. Это поворотный механизм.
  5. Вставляют шкворень в отверстие в середине подготовленного бруса. Крепят этим же болтом вырезанные круги.
  6. Вставляют в паз бруса металлическую ось.
  7. Заднюю ось телеги для лошади делают своими руками почти так же. Единственное отличие — нет шквореня и металлических кругов.

Дальше приступают к изготовлению рамы:

  1. Берут второй такой же брус длиной 3 м. Это каркас рамы.
  2. На него крепят переднюю ось с поворотным механизмом (кругами) и заднюю.
  3. Усиливают конструкцию. Для этого понадобятся доски 50 на 130: две по 2,5 м каждая. Их крепят к каркасу со стороны передней оси. К задней части телеги их концы расходятся. Между ними должен получиться угол примерно 45°.

Работу заканчивают навесной частью:

  1. Собирают дно. Берут доски шириной 25 мм, высотой 100. Напиливают их кусками по полметра.
  2. Укладывают эти доски поперек каркаса рамы, крепят.
  3. Пилят еще две доски с такими же параметрами, но длиной уже 2,8 м.
  4. Накладывают их вдоль получившегося дна по обе стороны, по краям. Крепят.
  5. Выпиливают два торца телеги из фанеры. Крепят к передней и задней частям дна. Основание торцов-треугольников располагают параллельно осям. Оно смотрит вверх.
  6. Соединяют торцы широкими досками. С каждой стороны крепят по две: одна сверху, вторая — на «полпути» ко дну.

Как правильно запрячь коня в телегу

Мало иметь подводу и коня, нужно уметь ими пользоваться. Важно запрягать лошадь правильно. Это помогает избежать травм, поломок и лучше наладить работу.

Сначала идет подготовка:

  1. Сбрую и телегу проверяют. Не допускают даже небольших потертостей на ремнях амуниции, так как это грозит натиранием и травмами. При необходимости смазывают колеса. Если транспорт не в порядке, риск перевернуться на ухабах сильно повышается.
  2. Коня осматривают и чистят, оценивают настроение питомца. Если ему неприятны прикосновения, возможны проблемы со здоровьем. Если лошадь беспокоится или плохо себя чувствует, поездку желательно перенести.

При оглобельно-дуговой запряжке собирают коня в путь так:

  1. Регулируют гужи.
  2. Чересседельник и подбрюшник фиксируют на оглобле. Первый иногда травмирует кожу. Если седелки нет, то его не используют.
  3. Надевают узду. Трензель удил (штырь) в холодную погоду греют, чтобы не травмировать лошадь.
  4. Надевают седелку. Сначала — чуть выше, потом опускают.
  5. Дальше идет подпруга.
  6. Хомут подбирают на каждую лошадь. Чересчур маленькие не применяют. На слишком большие нашивают внутри войлок. Надевают сначала клещами вверх. На узкой части шеи переворачивают.
  7. Протягивают шлею, расправляют. Ремни затягивают несильно. Между ними и телом животного остается расстояние в ладонь толщиной.
  8. Заводят в оглобли. Если конь отказывается переступать жердь, принуждают зайти задом или накатывают оглобли.
  9. Фиксируют дугу. Встают перед лошадью и прислоняют элемент упряжи к ее правой ноге. Регулируют длину гужа: перекручивают. Ставят к краю оглобли. Надевают левый край дуги в петлю гужа. Второй перекидывают через оглоблю и крепят. Проверяют. Дальше выворачивают дугу выемкой ко второй оглобле. Закладывают сверху гуж. Петля оказывается на дуге. Подтягивают хомут.
  10. Супонь обматывают вокруг клещей. При необходимости удлиняют гуж. Клещи соединяются под прямым углом. Если этого нет, гуж, наоборот, укорачивают.
  11. Набрасывают поводья. Крепят темляк. Следят, чтобы ничего не мешало лошади поднимать голову.
  12. Накидывают ремни через оглобли. Они не должны болтаться.
  13. Продевают вожжи через середину дуги с наружной стороны. Пристегивают к узде.
  14. Проверяют работу. Гужи должны оказаться сзади дуги. Чтобы в движении проверить, все ли в порядке, слегка трогают повозку.

Телеги с лошадьми до сих пор востребованы. Они остаются полезным транспортом и в сельском хозяйстве, и в туристической сфере. Некоторые модели удается сделать своими руками.

fermagood.ru

тройка, карета, кибитка, фаэтон, телега, сани, коляска.

До изобретения автомобилей и повсеместного железнодорожного сообщения путешествия на дальние (и не очень) дистанции в России чаще всего совершали на конных экипажах. Энциклопедию русского безмоторного транспорта в литературе составила Софья Багдасарова.

Владимир Соллогуб в повести «Сережа» писал: «Вот мчится телега ― буйная молодость русских дорог; вот переваливается бричка, как саратовский помещик после обеда; вот гордо выступает широкая карета, как какой-нибудь богатый откупщик; вот дормез, вот коляска, а за ними толстый купец-дилижанс, выпив четырнадцать чашек чаю на почтовом дворе». В России в самом деле существовало множество типов конных экипажей, которые к тому же в разных регионах изготавливали по-своему. Также они различались по назначению, конструкции и статусу владельца.

Б — Бричка

Это слово польского происхождения, оно обозначает легкую четырехколесную дорожную повозку, иногда без рессор. Кузов у брички мог быть как открытым, так и закрытым: кожаным, плетеным или деревянным.

Именно в бричке путешествовал главный герой «Мертвых душ» Николая Гоголя — Павел Иванович Чичиков. Его бричка была «довольно красивая, рессорная», да еще и с удобствами: верх кузова был «от дождя задернут кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками, определенными на рассматривание дорожных видов». Это был вполне приличный дорожный экипаж для такого чиновника, как Чичиков, подобающий его рангу, пусть и, как сегодня сказали бы, «не представительского класса».

Возможно, поэтому многие русские классики описывали бричку как крайне шумный транспорт. Бричка Льва Толстого подпрыгивала, у Шолохова она гремела или громыхала, а Александр Серафимович писал, что «за ней покатилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание». Давид Бурлюк, посвящая стихи некой птичке с невыносимым голосом, сравнивал ее со старой разломанной бричкой.


В — Возок

Сергей Иванов. Холопы боярские. 1909. Коллекция Ростроповича и Вишневской

Термин употреблялся для зимнего вида транспорта — крытой повозки на полозьях. Возок хвалят за тепло, в нем комфортно, можно ехать лежа — «валясь в возок под меховые попоны» (Амфитеатров). Он «наполнен перинами, подушками и пр.» (Виктор Шомпулев). По окнам его могли обивать медвежьим мехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывать красным сукном или даже бархатом.

У Салтыкова-Щедрина детей запихивали в возок, «как сельдей в бочонок, и при этом закутывали так, что дышать было трудно». Замерзшие на улице, они быстро согреются, потому что «через минуту нас затискают в крытый возок и так, в закупоренном виде, и доставят по назначению» («Пошехонская старина»).

Отмечают, как он легко шел по снегу. Борис Чичерин честно признается: «Когда я, разряженный, сел на возок, мне хотелось все ехать и ехать и никогда не доехать». Наконец, «Покоен, прочен и легок / На диво слаженный возок», в котором отправляется у Некрасова жена декабриста княгиня Трубецкая. Транспорт этот считался тяжелым, неуклюжим и барским, старомодным: в «боярском возке» везут провинциальную Татьяну Ларину на ярмарку невест.


Д — Дормез

Дормез (карета Багратиона). Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей, Юрьев-Польский, Владимирская область. Фотография: yp-muzeum.ru

Словом, происходящим от французского «спать», называли большие кареты, в которых можно было вытянуться. Покупка иностранных дормезов была предметом гордости. Неслучайно Жуковский пишет на Чичерина эпиграмму: «Сибири управленьем / Мой предок славен был, / А я, судьбы веленьем, / Дормез себе купил».

Повозка была тяжелой с торжественным ходом: «Тяжелый венский дормез, с форейтором, шестериком вороных, медленно выехал, погромыхивая, из Бронной».


Д — Дровни

Николай Сверчков. С хворостом. 1870-е. ГЛМ

Дровни — это крестьянские сани для перевозки грузов. Писатели XIX века сами на подобном не ездили, зато часто сажали в них персонажей из низшего сословия: вспомним пушкинское «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» и «везет лошадка дровеньки» из песенки про елочку. Поэтому-то в 1918 году Цветаева патетически восклицает: «Кровных коней запрягайте в дровни! / Графские вина пейте из луж!»


Д — Дрожки

Неизвестный художник. Серый жеребец, запряженный в дрожки. 1-я половина XIX века

Этим говорящим словом называли легкий экипаж на рессорах, который мог развивать большую скорость — и, естественно, дрожать. У Пушкина дрожки «удалые» и увозят «красоток молодых», «щегольские»; у Лермонтова — «лихие». На «щегольских дрожках» ездит неприятель Голядкина в «Двойнике» Достоевского. Звуки они издают следующие — дребезжат (Алексей Жемужников, Константин Фофанов) и гремят (Иван Никитин).

Булгарин пишет, что дрожки — это «самый беспокойный экипаж в мире». «Это не экипаж, — кричали цивилизаторы, а пытка; он постыдный остаток варварства, он трясет все существо человека не хуже лихорадки», — писал Иван Кокорев в рассказе «Извозчики-лихачи и ваньки».


К — Кабриолет

Джон Корни. Джентльмен с парой своих лошадей, запряженных в экипаж. 1806. Йель

Это были легкие двухколесные экипажи без козел — то есть для людей, которые хотели править самостоятельно. Экипаж этот был элегантным. Так, у Писемского «неуклюже и робко полез в довольно высокий кабриолет» персонаж по имени Елпидифор Мартыныч, чье имя сразу выдает его неуместность в щегольском транспорте.

В них хорошо было катать девушек: «Из-за леса несся к его деревенскому дому легкий кабриолет, где сидела розовенькая от воздуха и быстрой езды Груня, не без страха прижавшаяся к своему молодому другу» (Александр Шеллер-Михайлов). Управлять им было так легко, что за вожжи брались даже дамы.


К — Карета

Николай Сверчков. Помещица в пути. 1855. ГРМ

Расхожее слово обозначало закрытый экипаж на четырех колесах и рессорах. Употреблялось оно достаточно широко. А порой становилось и универсальным средством спасения — «Карету мне, карету!» («Горе от ума»).

У Федора Кони был водевиль «Карета, или По платью встречают, по уму провожают» о важности транспорта для престижа.


К — Кибитка

Николай Сверчков. Застигнутые бурей. ГРМ

Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться — напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов). Хорошая кибитка — значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или «с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).

Именно в трясучей кибитке ехал Радищев: «Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче».

Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное: «А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка». Пушкин более жизнерадостен: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает: «Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?»


К — Коляска

Николай Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми). Ярославский художественный музей

В России под «колясками» понимали множество видов рессорных открытых экипажей. Например, разновидностями городской коляски были ландо и фаэтон. В Европе же, напротив, «коляской» назвали конкретный вид модного экипажа.

Коляска стала героиней одноименной повести Гоголя: владелец там хвастается, что она легка как перышко, а рессоры такие, будто «нянька вас в люльке качала». В итоге оказывается, что хвастовство пустое. Одноименное стихотворение ей посвятил Вяземский: «Несется легкая коляска, / И с ней легко несется ум». Красивая коляска — вопрос престижа: Долли Облонская и ее кучер стесняются своего старого, залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского.

Л и д и я (глядя в окно). Погодите! Что это за коляска? Кружева! Неужели это maman взяла для меня? Какая прелесть, какая роскошь! Ай! Я упаду в обморок. Это не коляска, это мечта. Можно задохнуться от счастья сидеть в этой коляске. Что со мною?

Заканчивается все это с техническим прогрессом: «Элегантная коляска, в электрическом биеньи, / Эластично шелестела по шоссейному песку» (Игорь Северянин).


Л — Ландо

Карета-ландо, принадлежавшая британскому королю Вильгельму IV. Фотография: boyko.ru

Коляска, названная в честь немецкого города, была четырехместной, с поднимающимся верхом, который по желанию превращал ее в карету. Жуковский в «Поездке на маневры» рассказывает, как крыша как-то отказалась раскрыться: «Туда, сюда, ландо упрям; / Он всех переупрямил дам, / Принудил их переселиться / Без церемонии в другой, / А сам отправился пустой».

Красивое иностранное слово обозначало модный вид транспорта, обязательный для человека из общества. Герою Мамина-Сибиряка нужно именно ландо, чтобы «показать им всем, что и я могу ездить, как они все».

У Григоровича читаем: «Cколько расходо

www.culture.ru

своими руками, виды, узлы, ход, размер

Жизнь современного сельского жителя сопряжена с ведением домашнего хозяйства. И лошадь, как главный помощник, до сих пор успешно конкурирует с таким техническим агрегатом, как трактор. Заготовка сена, сбор молока, перевозка строительных материалов или просто передвижение по бездорожью не представляется возможным без телеги. В нее могут запрягаться как тяжелоупряжные породы, так и легкоупряжные. В этой статье будет рассмотрен очень важный вопрос – как сделать телегу для лошади своими руками.

Понятие телеги, виды

Телега – это повозка, в которую впрягают крупный рогатый скот и лошадей. Часто телегу называют гужевой повозкой. Этот вид транспорта имеет полное право перемещаться по дорогам общего пользования, там, где правила дорожного движения этого не запрещают.

Существует несколько видов телег для коней:

  1. дроги;
  2. полок;
  3. тележка.

Дроги – это телега без кузова. Как правило, это достаточно длинная повозка. Полок – довольно устаревшее название телеги, которая имеет плоский настил и используется для перевозки габаритных предметов. Тележка – это повозка небольших размеров, которая имеет сиденье, а также козлы – место, где сидит извозчик.

Дрогги

Следует отметить, что существуют также декоративные телеги – экипажи. Управление экипажами используется в основном для прогулок, фотосъемки и пр.

Основные узлы

Ход и кузов – это основные составляющие телеги для лошади. Ход – это все элементы механизма, которые приводят в движение телегу. Кузов – это собственно прицеп или повозка и ее составные части.

Поворотный узел

В прошлые времена все элементы телеги были преимущественно деревянными. Даже колеса выполнялись из дерева. Сегодня, благодаря большим возможностям, многие детали телеги выполняются из металла.

Ход

Ход состоит из следующих элементов:

  1. Оси – передняя и задняя. На каждой оси имеются так называемые надосники, которые усиливают ось.
  2. Колеса – два на передней оси и два – на задней. Следует отметить, что часто передние колеса выполняют меньшего радиуса, относительно задних колес.
  3. Стойки – передняя и задняя – функционально выполняют роль амортизаторов.
  4. Роспуск – элемент, который обеспечивает связь между осями. Роспуск крепится к стойкам, с одной стороны, наглухо, с другой – с возможностью регулировки, что позволяет изменять длину телеги за счет изменения расстояния между осями.
  5. К передней оси крепятся оглобли.

Назначение, выбор материала

Прежде чем приступить к изготовлению телеги своими руками, следует определиться, для каких целей она будет использоваться, так как, например, для заготовки сена необходимо выполнять элементы телеги из пиломатериала, причем важным в этом вопросе будет выбор древесины. Обычно в этих целях применяют хорошо просушенные лиственные породы. Сосна для этого не подходит.

Если же лошадиная телега будет использоваться преимущественно для перевозки габаритных тяжелых грузов – необходимо применять прочные материалы, такие как, например, металл и пр. Для самостоятельного изготовления телеги, используемой в прогулочных целях, можно использовать декоративные материалы, например, пластик.

Материал из металла

Для изобретателя, который любит мастерить своими руками, не составит большого труда ответить на вопрос: «Как сделать телегу для лошади»? Эта задача под силу любому, кто готов потратить некоторое количество времени, немного поразмыслить над решением и подыскать необходимый материал, например, ненужные в хозяйстве элементы от автомобиля, велосипеда или старой коляски.

Размеры

Важный момент в этом вопросе – размеры телеги. Наши предки придерживались примерно такого размерного соотношения – длина телеги – 3 м, ширина – 1,5 м. Высота может варьироваться от 0,5 м до 0,7 м. Можно довериться опыту времен и принять такие размеры повозки за основу.

Процесс изготовления

  • Главным несущим элементом будущей конструкции является рама. Благодаря современному изобилию материалов, удобным будет выполнить сварную металлическую раму из П-образного профиля. Рама состоит из лонжеронов (продольных элементов) и поперечин. По размеру профиля рамы необходимо подобрать и вложить бруски, к которым, затем, будет крепиться настил – грузовая платформа телеги.
П- образная рама
  • К раме привариваются стойки – передняя и задняя. В свою очередь, к передней стойке (снизу) приваривается верхний поворотный круг, нижний поворотный круг – к передней оси (сверху). Между поворотными кругами укладывается промасленный диск из войлока. Вся эта конструкция работает как подшипник скольжения при поворотах.
  • Оси телеги можно изготовить из металла – идеально подойдет труба небольшого диаметра. Для этих целей также подойдет и деревянный брус. В этом случае в торцах бруса следует проделать достаточной длины отверстия, в которые будут вставляться шпильки. На ось надеваются шайбы, а колеса фиксируются на шпильках с помощью гаек.
  • Выбор колес для телеги зависит от того, для каких целей повозка будет использоваться. Поэтому можно применять колеса от старого велосипеда, мотоцикла или прицепа, ненужных в хозяйстве.
Выбор колес
  • К передней оси телеги крепятся оглобли.
  • Изготовление кузова – процесс, который напрямую зависит от фантазии мастера. Наиболее универсальной является телега в виде платформы – для комфортной перевозки грузов. Основание можно оборудовать откидными бортами, можно съемными. Если предполагается перевозка пассажиров – можно доукомплектовать конструкцию мягкими сиденьями.

vseokone.ru

Как собственноручно запрягать коня в повозку и строить телегу для лошади

Ушли в прошлое те времена, когда лошади были единственным средством передвижения. Хотя их труд полностью заменили машины, но кони до сих пор остаются лучшими помощниками. В русской глубинке по-прежнему их с успехом используют в хозяйственных нуждах. Вспахать огород, привести дрова, сено и другие грузы – эту работу отлично выполнит запряжённая лошадь. Её не испугает распутица и бездорожье, а также любое ненастье. В деревне на телеге для лошади всегда будет несложно доставить необходимый груз откуда угодно.

Как правильно запрягать лошадь в русскую телегу

Прежде чем понять, как запрягать лошадь, потребуется детально ознакомиться с упряжью. Это поможет лучше узнать назначение каждой вещи и быстрее научиться запрягать коня. Основные части русской дуговой упряжи:

  1. Уздечка – служит для управления повозки с лошадью;
  2. Хомут – предназначается для передачи тяги от коня к повозке после запряжки;
  3. Седёлка – поддерживает запряжку на весу;
  4. Подпруга – устройство, удерживающее седёлку;
  5. Шлея – набор ремней упряжи, которые не позволяют слетать хомуту при движении повозки назад;
  6. Чересседельник – своеобразный ремешок запряжки, проходящий через седёлку, и крепится к оглоблям;
  7. Подбрюшник – само слово говорит, что ремень проходит под брюхом коня после запряжки лошадей;
  8. Дуга в упряжи – служит для прочного соединения упряжи между хомутом и оглоблями;
  9. Вожжи – предназначаются для дистанционного управления лошадью с телеги.

Галерея: русская телега для лошади (25 фото)

Как правильно запрячь коня в телегу

Перед тем как запрячь коня необходимо надеть хомут, который по правилам вешают на шею коня клещами вверх и переворачивают. Расправляют шлею и заднюю часть пропускают под хвост животного. Следом надевают узду, а затем седёлку так, чтобы она легла сзади холки после хомута. Сильно затягивать ремешки не рекомендуется. Между ними и телом животного должна проходить рука. В противном случае эти ремни после запряжки будут сильно тереть шкуру, что может отрицательно сказаться на волосяном покрове животного.

Когда все действия будут закончены, коня берут за узду и подводят к телеге так, чтобы он оказался между оглоблей. После этого одной рукой берутся за гуж на хомуте, а второй поднимают оглоблю и кладут на гуж. В его петлю вставляют один конец дуги, а второй закидывают на шею животному. С другой стороны, таким же образом поднимаем оглоблю и соединяем её с дугой через гуж. По завершении установки дуги необходимо затянуть хомут. Наматываем на клещи ремешок и с помощью своей коленки затягиваем его, а затем чересседельник. Далее забрасываем уздечку на голову лошади, а конец продеваем в кольцо на дуге и хорошо завязываем. В заключение пристёгивают вожжи к удилам так, чтобы они проходили над гужами.

Как сделать деревянную телегу для лошади

Изготовление деревянных колёс

Изначально детали конной телеги изготовляли из древесины. Так как это самый дешёвый способ постройки лошадиной повозки. Вначале принимались за постройку колёс. Это те части конной телеги, которые выдерживают самые большие нагрузки. Для их строительства подойдут только крепкие породы деревьев. Наиболее распространённый и довольно прочный материал, который используется повсюду для этих целей – берёза. Конструкция деревянных колёс состоит из деталей:

Также рекомендуем прочитать:

  1. Ступица;
  2. Железная втулка;
  3. Спицы;
  4. Бруски;
  5. Металлический обруч.

Первым делом принимаются за строительство ступицы. Из круглого бревна берёзы толщиной не менее 25 см отпиливают чурочку длиной 20 см. В ней по центру сверлят отверстие, куда вставляют металлическую втулку. А с наружной стороны стамеской выдалбливают гнёзда под спицы, которые делают также из крепкого дерева. Для их сооружения применяют небольшие цилиндрические либо гранёные стрежни из берёзы, один конец которых подгоняются под пазы в ступице. Далее, приступают к изготовлению брусков обода. Вначале заготовки обрезают по размеру, а затем выдалбливают квадратные отверстия под спицы. Одну сторону оставляют прямой, а противоположную закругляют, что в сборе образует наружный обод колёс.

Чтобы сделать его более прочным и долговечным наверх устанавливают железный обруч. Изготавливают его из металлической ленты, которую отрезают по размеру и сворачивают в кольцо, а концы соединяют заклёпками либо при помощи сварочного аппарата. После этого все отдельные детали собирают в комплект и фиксируют обручем. В нём через бруски обода насквозь сверлят отверстия, куда вставляют болты и накрепко их затягивают. Лучше всего использовать их с потайной головкой так, как при движении телеги по асфальту увеличится вибрация и грохот от выступающих головок металлических болтов.

Как сделать заднюю ось и шкворень для телеги своими руками

В конструкции русской телеги для лошади предусмотрено две оси. Задняя крепится неподвижно к повозке, а передняя находится в подвижном состоянии и вращается на шкворневом соединении. Это необходимо для того, чтобы во время поворота телега не опрокидывалась набок. Раньше оси полностью ковали в кузнице, но сегодня есть возможность сделать их своими руками из составных частей. Для осей необходимо выбирают крепкий металл так, как они будут нести большую нагрузку. В противном случае трущиеся части осей в местах соединения с колесом будут быстро изнашиваться.

Единого образца конструкции русской телеги не существует, поэтому способ изготовления осей можно придумать самостоятельно. Рассмотрим самый простой вариант из обычных и наиболее распространённых материалов. Так как задняя ось имеет более простую конструкцию, то начнём именно с неё. Обычная русская телега строится 1.5 метра в ширину и 3 метра в длину. В соответствии с этим размером задняя ось будет составлять полтора метра. Для этого необходимо найти прочную трубу, лучше выбрать толстостенную. Её внутренний диаметр должен соответствовать втулкам колёс.

Ещё потребуется подыскать или сделать самому на небольшие металлические стержни. Они должны легко вставляться в трубу и во втулки колёс, но без большого зазора. Если он будет большой, то туда во время распутицы или непогоды попадёт много грязи, которая быстро приведёт в негодность трущихся части колёс и оси. Вначале стрежни необходимо разметить для сверления. Для этого один конец вставить в трубу, а на другой одеть колесо. На выступающем стержне мелом отмечаем точку сверления под шплинт. Затем аккуратно снимаем колесо и отчёркиваем положение штыря в трубе.

По сделанной отметке сверлим отверстие под шплинт, а в трубе насквозь через стержень под болты, которые необходимо вставить и крепко затянуть. Такая конструкции хороша тем, что в случае поломки или износа штыри будет несложно заменить. Когда в оба конца трубы будут установлены стержни, следует приготовить небольшой деревянный брус. Его необходимо сделать такой величины, чтобы он входил между колёс. Следом на него ровно укладывают ось и в нескольких местах просверливают насквозь через брус. Затем в эти отверстия вставляют длинные болты и накрепко затягивают. На этом постройку задней опоры телеги можно считать законченной.

Строительство передней оси от телеги для лошади

Все строительство передней оси ничем не отличаются от предыдущей работы вплоть до установки бруса. Но вдобавок ко всему для неё потребуется сделать дополнительное поворотное устройство. Для этого следует найти середину оси и просверлить отверстие под шкворень. Его несложно сделать из того же металлического прута, что и стержни. В месте сверления труба потеряет свою прочность. Чтобы её укрепить, нужно приварить две прочные шайбы с двух сторон к выходящим отверстиям, а также два уха под оглобли. Затем найти и прикрепить такой же брусок, как и на задней оси.

Как сделать оглобли для лошадиной телеги своими руками

После этого следует сделать ровные оглобли, которые несложно найти в берёзовом лесу, вырубить, снять бересту и высушить. Стоит заметить, что стволы срубленных деревьев должны быть немного толще. Во время сушки они начнут сжиматься и в результате окажутся намного тоньше обычных образцов. В крайнем случае их можно будет потом немного стесать топором и подстрогать рубанком. Чтобы прикрепить оглобли к передней оси, вначале потребуется сделать уши. Следом просверлить в оглоблях отверстия под болты, вставить уши и накрепко закрутить.

Строительство площадки на телегу для лошади

Для строительства площадки потребуется брус длиною 3 метра. В передней части сверлят отверстие, вставляют шкворень и соединяют с передней осью. Вставляют шплинты с шайбами, а другой конец бруса прочно скрепляют болтами с задней осью. Далее, необходимо построить площадку на телегу. Для этого отрезают доски длиною 3 метра, раскладывают на землю, чтобы получилась ровная площадка 1.5х3. Затем на ней поперёк прибивают доски для жёсткости, переворачивают, ставят на телегу и прочно закрепляют гвоздями либо шурупами. Чтобы сделать борта, по краям площадки прибивают доски в виде коробки и телега для лошади готова к работе.

Как сделать хомут для коня своими руками

  1. Клешни;
  2. Гужи;
  3. Хомутина.

Хомут – это русская упряжь, которая при запряжке надевается на голову коня. Все лошади разные и каждой желательно изготовить индивидуальный хомут. Это простое приспособление несложно сделать вручную самостоятельно. Вначале нужно измерить шеи лошади около холки и прибавить 6 см. Клещи проще всего изготовить из берёзы, а затем найти гужи и прибить их гвоздями либо шурупами. Чтобы хомут не натирал грудь коню, необходимо сделать хомутину, то есть обшить клешни мягким материалом в виде подушки. Для внутреннего слоя обычно применяют войлок, а сверху покрывают мягкой натуральной кожей. Работа очень простая и сделать её своими руками будет по силам даже подростку.

mnogo-krolikov.ru

Телега-двуколка своими руками / Сибирский охотник

В основном телега лепилась из того что было.

основа мост от 412 москвича с ресорами, сразу как минус не было серег потому пришлось продумать как крепить к раме лдвуколки. Использовал нержавеющую трубу проходящюю в отверстия рессор.

двуколка в целом

левый борт с крылом, без крыльев никак.. зальет напрочь.

крепление оглобль. использовал трубу подходящего диаметра, приварил ее к раме и просверлив сквозную дырку- закрепил болтом на 12 и поставил гайку с нейлоновым кольцом.

вид сзади. мост не обрезал, побоялся не приварю дугу и потеряю жесткость, но наверно обрежу..(недавно брод переезжали.. мост сильно тяжело по илу тянуть кобыле..((( ) да и мост у меня перевернут — так выше получается рама стоит.

ресоры на трубе превареной обеими концами к раме, на схождение они не закреплялись никак, но и схождения не происходит.

ресоры к мосту

правый борт. крылья крепятся на арматурках прихваченых в несколькихъ местах крыла и на раме. Для крыльев использовал железо листовое, не тонкое, но сказать сколько мм не могу(не мерял) плюс в том что их сложно погнуть, когда гдето в лесу едлешь на двуколке и цепляешь молоджняк или валежник..

на край оглобль ставлю транспортерную ленту, лучше любого ремешка коханоили подобной беды.

Запряжка обыкнавенная руская дуговая. при правильной подтяжке черезседельника и подпузника качки практически нет, но по возможности можно оставлять и амортизаторы от моста, а ресоры крепить через серьги.

мост лучше обрезать — заметно облегчит конструкцию, но обязательно приваривать дугу или п-образную трубу чтоб не было развала колес.. ИМХО

под сидушкой сделан бордачек, где можно спокойно бросить патроны или уложить ружье в чехле, ну или не крупную дичь.

еще как минус простая деревянная лавка, надо использовать или одеяло или шкуры, сам пока использую одеяло, шкуры не выделал, а так есть мысль козьими и барсучими шкурами обить.. и тепло и симпатично будет.

Сидушка и спинка отцентрованы таким образом, что сидящий человек практически не оказывает давления через оглобли на спину лошади.

www.hunting.ru

Как сделать карету своими руками: пошаговые инструкции, чертежи

Бизнес с использованием ретро-транспорта – настоящая золотая жила для фермеров, занимающихся содержанием или разведением лошадей. Эти потрясающие животные уже давно не используются для тяжелых работ в поле, однако могут приносить дополнительный доход, катая туристов по живописным улицам города. В этой статье мы расскажем, как сделать карету своими руками, чертежи прилагаются.

Как сделать карету своими руками

Содержание статьи

Виды повозок

Существует несколько видов популярных в России повозок для лошадей, которые можно изготовить в домашних условиях:

  • телега;
  • сани;
  • экипаж или карета.

Давайте рассмотрим подробнее, как изготовить каждое из вышеперечисленных транспортных средств.

Существует несколько видов повозок для лошади

Использование телег для лошади

Начнем с простого. Телега издавна использовалась в деревнях, как основное средство передвижения для нескольких пассажиров, а также, как приспособление для перевозки габаритного груза. Во времена молодости наших дедушек и бабушек они порой встречались и в городе, чаще всего у рынков, куда крестьяне привозили на продажу урожай с огорода или скотину.

Сегодня такую диковинку в городах можно встретить очень редко и только в «нарядном» варианте. Нехитрое транспортное средство малых размеров часто цепляют к пони в парках, чтобы покатать детей.

Повозка для лошади отлично подойдет в качестве транспорта на свадьбе в стиле «рустик»

Как запрячь коня?

Любая повозка, будь то сани, карета или телега, не сдвинется с места без лошади. Важно знать, как правильно запрячь коня — ведь от этого зависит, комфортно ли будет животному в упряжи, а, значит, и его работоспособность. Разбираемся в статье, из чего состоит упряжка и какие правила запряжки существуют.

Необходимые инструменты и материалы

В процессе изготовления телеги вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • деревянные брусья;
  • доски;
  • фанера;
  • металлическая ось;
  • металлические листы;
  • болты;
  • гвозди;
  • фрезеровочный станок;
  • ножницы по металлу;
  • гаечные ключи.

    Для создания телеги необходим фрезеровочный станок

Цены на популярные модели фрезерных станков

Станок фрезерный

selo-exp.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *