Зачем байпас в системе отопления и как он работает
Содержание
- 1 Для чего нужен байпас и как он работает
- 2 Классификация устройств
- 3 Установка байпаса – условия и способы
- 3.1 Байпас в системе «теплый пол»
Байпас и необходимость его монтажа при организации однотрубной или двухтрубной систем отопления обусловлены улучшением качества обогрева помещений в частном доме или квартире многоэтажки. Для чего нужен байпас: это металлическая или пластиковая труба в виде перемычки, обходящая тот или иной отопительный прибор. Сама установка байпаса создает варианты по перенаправлению теплоносителя в обход заменяемых или ремонтируемых устройств без отключения отопления в доме. Перемычка из отрезка трубы для перенаправления жидкости в обход конструируется неуправляемым (открытым), с клапаном, или автоматическим.
Устройство может обслуживать разные механизмы — насос системы отопления, манометр, радиатор, коллектор, трубопровод «теплый пол», и т. д. Особенно важен обход для бесперебойной работы насоса – при правильном уклоне труб принцип работы естественной циркуляции на время заменит ремонтируемый насос, и отопление не будет отключено. Важно обвязать трубной перемычкой радиаторы, особенно в однотрубной схеме, а при включении в схему клапанов перепускных байпасный вентиль просто необходим. И последнее применение устройства – работа в коллекторном узле двухтрубных схем при смешении подачи и обратки на входе или выходе в котел.
Перемычка может устанавливаться в трубопроводах металлопластиковых, полипропиленовых, стальных, чугунных, латунных или медных. Устройство можно купить или сделать своими руками, но металлические стальные трубы использовать нежелательно, так как они ржавеют и засоряют теплоноситель. Оптимальный вариант – отопление и байпас из полипропилена: схема такого трубопровода будет работать надежно и долго.
Для чего нужен байпас и как он работает
Однотрубная схема разводки отопления до сих пор имеет спрос в индивидуальном строительстве, но и в старых многоэтажных домах такое решение применялось часто, поэтому установка обходной трубы считалась вариантом не обсуждаемым и необходимым.
Целевое назначение:
- Обеспечение бесперебойной работы отдельных узлов системы отопления без отключения тепла. Ремонт или замена механизмов, оборудования и отдельных элементов в системе отопления облегчается тем, что входные и выходные запорные вентили (подача и обратка) теплоносителя перекрываются, а рабочая жидкость перенаправляется по перемычке-трубе, в результате чего можно беспроблемно демонтировать сломанный узел или отремонтировать его. Вот зачем нужен байпас в системе отопления, но это не единственное предназначение байпаса;
- Функционирование однотрубной отопительной системы можно усовершенствовать, так как она имеет существенный недостаток: температура от нагретого теплоносителя неравномерно распределяется по радиаторам из-за последовательной схемы их подключения. Таким образом, в самом последнем радиаторе температура всегда будет самой низкой. Для получения одинаковой температуры на всех батареях устанавливают байпас перед каждым обогревательным прибором – радиатором, батареей или регистром.
- Поддерживать работу систем отопления при аварийном отключения электричества, так как циркуляционный насос не функционирует, а наличие обвода сделает передвижение теплоносителя бесперебойным.
Важно: Домовладельцы часто задаются вопросом, а нужен ли байпас в двухтрубной системе духтрубной отопления? При такой схеме движения рабочей жидкости байпас после закрывания вентиля будет перенаправлять теплоноситель на те участки, которые больше других теряют тепло.
Классификация устройств
Байпасы разделяются по типу запорной арматуры и по функциональному назначению. По разновидностям запорных устройств в схеме разных систем отопления обводы бывают:
- Включение в систему с запорным вентилем, который вручную открывается или закрывается в нужный момент. Вентиль, который может быть трехходовым или шаровым, рекомендуется врезать по центру трубы;
- Перемычка с клапаном – автоматическое устройство, работающее автономно и не требующее постороннего вмешательства. Автоматический отопительный клапан — это резиновый или силиконовый непотопляемый шар. Такой байпасный клапан работает только совместно с насосом: при включении электродвигателя клапан под давлением рабочей жидкости открывается, при выключении насоса – закрывается, останавливая перемещение теплоносителя.
Важно: чтобы установить байпас с автоматическим клапаном в систему отопления полипропиленовых труб, необходимо следить за происхождением рабочей жидкости: она должна быть абсолютно чистой, без накипи, мусора, ржавчины, и т.д. Любые твердые частицы могут деформировать шар, и клапан будет пропускать жидкость.
По функциональному предназначению байпасы классифицируются, как:
- Радиаторная перемычка, расположенная на входе в радиатор для планового или аварийного отключения прибора без остановки отопления;
- Байпас насосный: устанавливается одновременно с насосом для отключения или изменения режима его функционирования. Если обводная труба установлена правильно, то выход насоса из строя невозможен;
Установка байпаса – условия и способы
Чтобы установить обходную трубу байпаса в систему отопления полипропиленовых труб правильно, соблюдайте следующие рекомендации:
- Диаметр обходной трубы берется меньшим, чем диаметр трубопровода;
- Перемычка должна располагаться как можно дальше от основного стояка и как можно ближе к обслуживаемому устройству;
- Байпас монтируется в горизонтальном положении во избежание появления воздушных пробок;
- Устанавливать байпасный отрезок трубы можно только после слива теплоносителя.
Первый способ монтажа перемычки для радиатора – сварной. Включение полипропилена в систему отопления обеспечивает максимальную надежность схемы, но стальные трубы тоже можно использовать, правда, с меньшей эффективностью. ПВХ или металлические трубы для байпаса сверлятся в нужном месте, в отверстие вставляется труба перемычки, стык обваривается.
Второй способ — муфтовый. Радиатор также демонтируется, перемычка крепится на месте при помощи заводских муфт, на краях байпаса врезается запорная арматура. Точно так же радиатор крепится и подключается в схему на новом месте.
Байпас в системе «теплый пол»
О том, как правильно установить байпас в схему «теплый пол», нужно рассказать более подробно, так как температура теплоносителя при таком решении не должна быть более 45 °С. Монтаж теплого пола предусматривает установку коллектора, а обводная перемычка на нем выполняет роль обходного отрезка отопительной трассы и узла смешения.
Смесительный узел в коллекторе – это трехходовой клапан с термодатчиком. Клапан делит поток теплоносителя на две части, одну из которых он направляет в трубы устройства «теплый пол», а вторую – через параллельную магистраль.
При этом происходит смешение подачи и обратки, после чего рабочая жидкость поступает обратно рубашку котла.Перед тем, как сделать байпас по малому контуру, нужно понимать, что перемычка через трехходовой клапан будет соединять подачу и обратку, то есть, коллектор должен быть обязательно включен в схему теплых полов. Работает байпас в такой схеме следующим образом: после запуска котла трехходовой перекрывает поступление холодной рабочей жидкости из теплотрассы в теплогенератор.
После того, как теплоноситель нагреется до заданной температуры (45-50°С), автоматический клапан откроется и пропустит некоторое количество горячего теплоносителя в трубу обратки. Такой прием позволяет избежать накопление конденсата в камере горения и на поверхности рубашки котла.
Металлический или ПВХ отрезок обводной трубы необходим в любой схеме отопления, так как его использование представляет собой экономичный вариант распределения тепла с высоким КПД при экономии твердого, газового, жидкого или электрического энергоносителя.
Байпас в системе отопления: на радиаторе и полотенцесушителе
Содержание
- Для чего нужен байпас
- Байпас на отопление
- Байпас на полотенцесушитель
- Байпас для циркуляционного насоса
- Байпас тёплого водяного пола.
- Байпас в обвязке твердотопливного котла.
- Виды байпаса в системе отопления.
- Нерегулируемая обводная труба
- Байпас с ручным управлением
- Автоматический байпас
- Клапанный автоматический байпас
- Инжекционный автоматический байпас
- Полезные советы по установке байпаса в систему отопления
Байпасом называют один из элементов отопительной системы или системы водоснабжения, облегчающий ремонт и техническое обслуживание оборудования, подключённого к этой системе. Помимо этого он обеспечивает более эффективную работу отдельных частей системы. Наличие байпаса в системе отопления даёт следующие преимущества:
1. Обеспечивает бесперебойную работу инженерных коммуникаций независимо от наличия электроэнергии.
2. Байпас в системе отопления или водоснабжения позволяет, не прекращая циркуляцию теплоносителя, произвести ремонт или замену приборов.
3. При встраивании в отопительную систему можно произвести регулировку температуры горячей воды.
Для чего нужен байпас
Байпас — это обводный трубопровод, служащий для организации протекания теплоносителя в обход основного пути. Обычно на участке обвода вмонтировано какое либо оборудование. При этом один конец байпаса подключён к подводящему концу трубы, а другой к отводящему. В промежутке между обводной трубой (байпасом) и отверстием входа в прибор устанавливается запорная арматура.
Функция байпаса — целиком изменить течение воды по альтернативному маршруту, а так же, при необходимости, производить регулировку объема поступающей в прибор жидкости.
Для того, чтобы устройство можно было полностью отключить, на отводящем конце трубы монтируют кран. (он находится в промежутке между отверстием выхода оборудования и байпасом)
Первостепенная функция обводки в том, что бы обеспечить непрерывность циркуляции теплоносителя в системе отопления в период нарушения работы подключенного оборудования или отсутствия электричества.
Основа работы заключается в том, что любое устройство установленное посредством байпаса, можно отключить от всей системы просто перекрыв входной и выходной кран. Отключенное оборудование может ремонтироваться или меняться. И при этом непрерывность тока теплоносителя сохранится. Существует несколько случаев применения обводной трубы.
Байпас на отопление
Байпас на отоплениеБайпас на радиаторе отопления используют исключительно для систем однотрубного типа. Только здесь применение байпаса оправдано. При отсутствии обводки первая батарея возьмёт в себя самое большое количество тепла, а самая последняя лишь слегка подогреется.
Байпас на отоплениеИспользование байпаса, соединяющего трубу подачи и выхода теплоносителя, поделит поток на 2 части. Первая часть направляется в радиатор отопления и начинает теплопередачу. Вторая часть потока, с изначальной температурой, движется к последующим радиаторам в последовательной системе.
Байпас на полотенцесушитель
Слева — без байпаса. Справа байпас на полотенцесушителеТак же можно установить байпас на полотенцесушитель. Это позволит, при необходимости, отрегулировать его температуру, либо осуществить ремонт или замену. Для перекрытия жидкости необходимо установить дополнительно два шаровых крана (входной и выходной). Обводная труба должна по диаметру уступать (быть меньше) трубе полотенцесушителя.
Байпас для циркуляционного насоса
Байпас для циркуляционного насосаПодключение насоса с использованием байпаса лучше производить в самотёчных системах. Так же здесь обязательна установка разгонного коллектора и необходимо соблюдение уклонов и определенных диаметров труб. Циркуляционный насос, в данном случае, необходим для увеличения её продуктивности.
Байпас для циркуляционного насосаПри монтаже байпаса в систему с циркуляционным насосом на ней обязательно должен присутствовать шаровой кран (возможно клапан). Во время работы циркуляционного насоса кран (клапан) целиком закрывает просвет обвода. В случае остановки насоса, происходит открытие байпаса и теплоноситель движется уже по нему.
Байпас тёплого водяного пола.
Обводная труба — необходимый элемент при установке тёплого водяного пола. Он нужен для того, что бы отрегулировать температуру воды центральной магистрали (около 80 градусов) до необходимых 40-45 градусов. Для этого необходим трёх-ходовый клапан. Принцип работы прост: необходимое количество воды поступает в систему тёплого пола, а остальная часть проходит дальше. В последствии жидкость, идущая через байпас, смешивается с охлаждённой жидкостью, выходящей из системы тёплого пола, и устремляется дальше.
Байпас в обвязке твердотопливного котла.
Байпас в обвязке твердотопливного котла.Посредством обводной трубы формируется малый циркуляционный контур жидкости. Байпас подсоединяется к трубе подачи жидкости и обратному трёх-ходовому клапану. Таким образом, посредством обводки, смешивается горячая жидкость на выходе и ещё не нагретая жидкость на входе, обеспечивая температуру подаваемой жидкости в котёл более 50 градусов. Это делается во избежании образовании конденсата в котле, приводящее к коррозии.
Виды байпаса в системе отопления.
Помимо того, что установка запорной арматуры производится на входных и выходных патрубках, она так же устанавливается и на байпасе. Существуют следующие типы байпасов, в отличие от типа арматуры:
Нерегулируемая обводная труба
Стандартная труба без добавочных элементов. Течение теплоносителя по такой трубе проходит в свободном режиме. Байпасы данного типа обычно применяют при установке батарей. При монтаже данного вида обводной трубы стоит помнить о том, что жидкость из двух труб выберет ту, у которой больше диаметр (меньше гидравлическое сопротивление). Соответственно диаметр трубы вертикального байпаса не может превышать диаметр основной трубы.
При устройстве горизонтального байпаса его диаметр обычно равен диаметру главной трубы. Патрубок, идущий к отопительному прибору должен быть уже. Здесь действует закон о том, что среда с высокой температурой стремится наверх, благодаря меньшему удельному весу.
Байпас с ручным управлением
Это труба с вмонтированным в неё шаровым краном. Выбор именно данного типа крана обусловлен тем, что в открытом положении он абсолютно не мешает току жидкости, а следовательно не оказывает дополнительного сопротивления. Подобный тип обводной трубы удобен в плане регулировки количества жидкости, идущей через неё. Стоит отметить то, что составные внутренние части шарового крана могут прикипать друг к другу. В следствие этого его нужно иногда просто проворачивать, для профилактики. Основное использование данный вид байпасов нашёл при монтаже батарей 1-но трубной магистрали и при обвязке гидронасосов.
Автоматический байпас
Нашёл применение в обвязке насоса гравитационной отопительной системы. Жидкость в подобной системе практически всегда циркулирует без участия устройства для перекачивания. В данном случае электронагнетатель монтируется в систему для повышения скорости тока теплоносителя. Благодаря этому уменьшаются потери тепла и увеличивается общий коэффициент полезного действия системы. Жидкость в подобном типе байпаса перенаправляется автоматически. Когда теплоноситель проходит через прибор, обводная труба автоматически закрывается. Во время остановки насоса из за различных причин (поломка, отключение питания и др.) жидкость перенаправляется в байпас. Существует несколько типов автоматических байпасов:
Клапанный автоматический байпас
Включает в себя шаровой кран, который почти полностью не создаёт сопротивления свободному току жидкости через трубу в свободном режиме. Во время включения насоса скорость течения возрастает.
Жидкость из выходного отверстия трубы направляется в магистраль и начинает течь в 2 направлениях. Во время движения по прямому пути никаких препятствий не возникает, а при движении назад теплоноситель утыкается в обратный клапан. Из минусов подобного вида байпаса следует отметить его повышенную чувствительность к загрязненной воде. В случае попадания даже мелкого мусора подобная система может сломаться.Инжекционный автоматический байпас
В основу инжекционного автоматического байпаса положен принцип гидроэлеватора. На главной магистрали устанавливается насосный узел расположенный на более узкой трубе обводки. Концы обводной трубы частично заходят в главную магистраль. Поступление жидкости во входной патрубок создаётся за счёт возникновения около него области разряжения. Эта область возникает за счёт насосного узла. Из выходного патрубка теплоноситель выходит под давлением с ускорением. За счёт этого обратное течение жидкости исключается. В том случае, если насосный узел не работает, вода самотёком идёт через байпас.
Полезные советы по установке байпаса в систему отопления
Перед установкой байпаса обязательно нужно рассмотреть некоторые его особенностями. Во время подключения радиаторов:
1. Диаметр обводной трубы не должен превышать внутреннее сечение главного трубопровода.
2. Обводная труба (перемычка) должна монтироваться по возможности вблизи батареи.
На выходе монтируется шаровой кран. Главное условие сборки составляющих частей — это полная герметичность швов.
Во время установки насоса байпас обычно является частью всей системы и обеспечивает самотек жидкости. Диаметр байпаса с установленным насосом должен быть меньше главной трубы.
Так же в обводной трубе обязателен шаровой кран, либо клапан, для обеспечения свободного тока жидкости и препятствия её обратному ходу.
Байпас в системе отопления: применение и схемы монтажа
Через байпас в системе отопления современного дома монтируются все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт оборудования, подключенного к магистрали. А еще повышает КПД и экономичность отопления, что совсем неплохо, не так ли?
Вы хотите добавить байпас в систему отопления, но не знаете, как это сделать правильно? Мы поможем вам справиться с задачей – в статье рассмотрено назначение этого элемента системы отопления и ключевые моменты его монтажа.
Наглядные фото и доступные рекомендации помогут справиться с самостоятельной установкой байпаса даже новичку. Кроме того, показаны видеоролики, демонстрирующие пошаговый процесс сборки обводной секции.
Содержание статьи:
- Что такое байпас?
- Разновидности байпаса отопления
- Вид №1 — нерегулируемый байпас
- Вид №2 — ручной байпас
- Вид №3 — вариант автоматического байпаса
- Назначение байпасного трубопровода
- Вариант №1 — для радиатора отопления
- Ситуация №2 — при подключении насоса
- Ситуация №3 — при монтаже теплого пола
- Ситуация №4 — в линии со сплошным топливный котел
- Ситуация №5 — при установке байпасных труб
- Выводы и полезное видео по теме
Что такое байпас?
Байпас, или перепускной байпас — это трубопровод, служащий для организации потока теплоносителя в обход определенного участка теплотрассы, либо параллельно ему.
Чаще всего на этом сайте устанавливается некоторое оборудование. Один конец перепускной трубы соединяется с входным патрубком, второй — с выходным патрубком.
Между байпасом и входом оболочки устройства устанавливается запорная арматура. Он позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество жидкости, поступающей в устройство.
Для возможности полного отключения оборудования на выходном патрубке между выходом устройства и байпасом устанавливается кран.
Фотогалерея
Фото
Первые байпасы появились в однотрубных системах отопления, сначала они использовались только для отключения отопительного прибора с целью его замены или ремонта
В простейших однотрубных схемах, в байпасе также предусмотрена возможность ручной регулировки температуры за счет уменьшения расхода теплоносителя
В более сложных современных конструкциях байпасы используются для установки трехходовых и четырехходовых клапанов с сервоприводом, автоматически регулирующим количество и качество охлаждающая жидкость
Байпасы в системах отопления применяются для установки циркуляционных насосов, особенно используемых в качестве резервных агрегатов
Аналогичной частью байпаса или настоящим байпасным участком комплектуется часть системы с группой безопасности на случай ремонта узла
Отрезные участки трубопровода, байпасы, могут располагаться как горизонтально, так и вертикально
Байпас в сборе для установки циркуляционного насоса или отопительного прибора можно приобрести в заводской комплектации
Отсечной участок системы отопления легко собрать своими руками из полипропиленовых труб и фитингов, произведенных для них
Байпас, устанавливаемый перед нагревателем
Регулирующий ароматизатор и байпас
Клапан трехходовой с сервоприводом
Использование байпаса при установке насоса
Самодельный байпас для группы безопасности
Возможность установки отсекающих секций
Крепление заводского изготовления
Байпас полипропиленовый
Разновидности байпаса отопления
Запорная арматура устанавливается не только на входной и выходной патрубок, но и на сам байпас.
В зависимости от типа применяемого устройства перепускные трубы бывают трех видов:
- нерегулируемые;
- с ручным управлением;
- автомат.
Каждый тип имеет свою конструкцию и особенности применения.
В простейшем варианте байпасная конструкция представляет собой патрубок с присоединенными с обеих сторон тройниками. Такое устройство используется при подключении радиаторов по однотрубной вертикальной схеме разводки
Вид №1 — нерегулируемый байпас
Нерегулируемый байпас в системе отопления представляет собой обычный байпас без дополнительного оборудования.
Зазор трубы постоянно открыт и движение жидкости по нему происходит в неуправляемом режиме. Такие байпасы в основном используются при подключении радиаторов.
При проектировании системы отопления следует учитывать, что жидкость будет проходить по пути с наименьшим гидравлическим сопротивлением.
Следовательно, диаметр проходного сечения нерегулируемого байпаса, установленного вертикально, должен быть меньше диаметра проходного сечения основной линии. В противном случае самотеком уйдет в обход, расположенный ближе.
Диаметр обхода вертикальной проводки должен быть меньше диаметра основной линии. Если диаметры сделать одинаковыми, то основная часть теплоносителя будет циркулировать по байпасному тракту, не доходя до радиатора
В горизонтальных действуют другие законы. Горячая среда имеет тенденцию подниматься вверх, так как имеет меньший удельный вес.
Поэтому байпас нижней разводки обычно делают равным магистральному, а патрубок к радиатору меньшего размера.
Уменьшенный диаметр входного патрубка радиатора повышает давление и способствует более равномерному распределению теплоносителя по контуру теплообменного устройства
Вид №2 — Ручной байпас
Байпас с установленным шаровым краном называется ручной байпас. Кран такого типа наиболее удобен для обхода, так как в открытом состоянии не уменьшает внутренний просвет трубопровода.
Поэтому не создает дополнительного гидравлического сопротивления движению жидкости.
Использование запорного устройства позволяет регулировать количество жидкости, проходящей через байпас. Если вентиль полностью закрыть, то весь поток пойдет по основному пути.
Следует иметь в виду, что если рабочие элементы кранов шаровых имеют возможность прилипать друг к другу, если устройство не используется. Поэтому такой кран следует периодически поворачивать, даже если в этом нет необходимости.
Установить байпас с краном можно только в системе индивидуального отопления частного дома. Запрещается применять запорное устройство на байпасе в многоквартирных домах, так как можно непреднамеренно перекрыть подачу теплоносителя другим потребителям
Область применения регулируемого вручную байпаса в системе отопления — однотрубная линия и трубопроводы гидронасосов.
Вид №3 — автоматический байпас вариант
Автоматический байпас устанавливается в жгуте насоса самотечной системы отопления. Теплоноситель в такой магистрали может циркулировать по контуру без насосного агрегата.
В системе установлен электрический нагнетатель для увеличения скорости движения жидкости, что способствует меньшим потерям тепла, равномерному прогреву помещений, повышению КПД системы.
Перенаправление потока жидкости в жгуте насоса с автоматическим байпасом происходит без вмешательства человека. При работе насоса теплоноситель проходит через агрегат, а байпас перекрывается.
Если помпа останавливается из-за поломки или отключения электроэнергии, теплоноситель течет по байпасу. Неподвижное рабочее колесо агрегата ограничивает или полностью блокирует поток.
Существует два типа автоматических байпасов:
- клапан;
- впрыск.
В первом случае в перепускную трубу монтируется обратный шаровой кран, который создает наименьшее гидравлическое сопротивление и практически не препятствует прямому движению жидкости в самотечном режиме.
При включении насоса скорость потока увеличивается. Теплоноситель из выпускного патрубка поступает в магистраль и расходится в обе стороны.
Далее по контуру движется беспрепятственно, а при движении в обратном направлении натыкается на .
Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного, шар плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.
Когда насос включен, гидравлическое давление, создаваемое агрегатом, сжимает шар клапана и перекрывает прямую линию. При выключении насоса давление в гравитационной системе открывает клапан, и вода течет через байпас
Недостатком байпасного клапана является его чувствительность к чистоте воды. Попадание загрязнений – чешуек накипи, ржавчины, окалины – приводит к выходу его из строя.
Байпас впрыска работает по принципу гидравлического элеватора. В основной ствол большого диаметра вварен насосный агрегат, расположенный на трубе меньшего диаметра. При этом входной и выходной патрубки имеют продолжение внутри трубопровода магистрали.
При включении насоса часть потока поступает во входной диффузор, проходит через агрегат и ускоряется.
Выходной патрубок имеет небольшое сужение и представляет собой сопло, через которое жидкость под давлением выбрасывается в магистраль с большой скоростью.
За срезом выходного патрубка (по направлению движения теплоносителя в магистрали) создается вакуумная область. За счет этого происходит всасывание перепускной жидкости. Исходящая под давлением струя увлекает за собой окружающую среду, передавая ей кинетическую энергию.
Таким образом весь поток несется дальше по шоссе с ускорением. Такое направленное движение жидкости исключает возникновение обратного потока.
Если насос не работает, теплоноситель спокойно проходит через байпас в режиме естественной циркуляции.
Импульс к движению магистрали теплоносителя с байпасом впрыска дает энергия струи воды. Такой прибор не боится незначительного загрязнения теплоносителя, так как не имеет устройств с точно подогнанными деталями (шар-седло)
Назначение байпасного трубопровода
Основное назначение байпасного участка — обеспечение циркуляции в теплотрассе в в случае поломки в подключенном блоке или отключения электроэнергии.
[adinserter name=»mobile: вставить в текст — 5″]
Любое устройство, подключенное через байпас, можно отключить от гидравлической линии, просто перекрыв два клапана — на входе и выходе. После этого весь поток теплоносителя пойдет через перепускную трубу.
Прибор, отключенный от магистрали, спокойно отремонтировать или выполнить плановое техническое обслуживание. Вы можете полностью отсоединить его и заменить новым. При этом не нужно останавливать систему и сливать всю охлаждающую жидкость.
[adinserter name=»desktop: вставить в текст — 3″]
В индивидуальной системе отопления байпас применяется в следующих случаях:
- Врезка радиаторов в единую трубопроводную магистраль;
- Обвязка [link_webnavoz]циркуляционного насоса;
- Соединение с устройством водяных теплых полов;
- Организация малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного котла.
В зависимости от применения байпасное соединение имеет свои особенности.
Традиционный трубопровод циркуляционного насоса, где байпас является частью основной линии. В него вмонтирована запорная арматура для пропуска всего теплоносителя через насосную установку и исключения рециркуляции
Корпус №1 — для радиатора отопления
Подключение радиаторов через байпас осуществляется только в .
Для и врезка байпасных труб не имеет смысла. Отопительные батареи в них подключены параллельно и к каждой подается вода одинаковой температуры непосредственно из подающей магистрали.
Выход из строя одного из контуров отопления, при наличии запорной арматуры, не влияет на работоспособность остальной системы.
В однотрубной системе за счет последовательного соединения тепловыделяющих элементов происходит охлаждение воды при прохождении по контуру. Чем выше тепловыделение батареи, тем холоднее будет жидкость на выходе.
Если в однотрубной разводке не предусмотрены байпасы, то первый радиатор заберет максимальное количество тепла и будет слишком горячим, а через последний пойдет чуть теплая вода.
Соединение подачи и возврата с перемычкой возле каждой батареи делит поток на две части. Один идет к радиатору и отдает тепловую энергию.
Второй, поддерживающий температуру, протекает по байпасу и на выходе соединяется с потоком от батареи отопления. Таким образом, можно передать достаточное количество тепловой энергии даже последним в цепочке радиаторов.
Назначение байпаса в разводке однотрубного отопления, помимо возможности ремонта радиатора, состоит в сохранении части тепловой энергии в основном потоке для более равномерного распределения между ближним и дальним отопительными приборами
Ситуация №2 — при подключении насоса
Подключать циркуляционный насос через байпас имеет смысл только в системе, приспособленной для самотечного течения воды.
Должен быть устроен ускорительный коллектор, соблюдены необходимые уклоны и достаточные диаметры труб. Циркуляционный насос в такой магистрали устанавливают для повышения ее эффективности.
Если система отопления изначально задумывалась как принудительная, то при отключении электроэнергии или поломке насоса она ни в коем случае не сможет функционировать.
Охлаждающая жидкость не будет циркулировать без дистиллятора. Поэтому в такой магистрали насос устанавливается без байпаса — по прямой.
Особенностью подключения насоса через байпас является возможность противотока в байпасе и возникновение замкнутого циркуляционного контура вокруг байпасного насоса.
Поэтому запорная арматура, такая как шаровые краны или обратные клапаны, должна быть установлена на байпасной трубе.
При работающем насосе такое оборудование полностью перекрывает зазор байпасной трубы (вентиль — автоматически, вентиль — вручную). Если насос останавливается, байпас открывается и происходит конвекция теплоносителя.
Исключением является байпас впрыска, конструкция и принцип работы которого исключает обратное движение жидкости.
Байпасное подключение гидронасоса можно сделать самостоятельно, а можно приобрести готовый насосный агрегат. Тип проводки выбирается в зависимости от наличия свободного места.
Ситуация №3 — при монтаже теплого пола
Байпас при подключении теплого пола входит в состав смесительного узла. Поэтому он используется постоянно, а без него теплый пол не будет нормально функционировать.
Температура воды в подающем трубопроводе может достигать 80°С, а в контуре теплого пола не должна превышать 45°С. Для приготовления теплоносителя используется смесительный узел с трехходовым краном, который пропускает только необходимое количество горячей воды.
Остальной поток байпасируется, смешивается с охлажденной водой, выходящей из коллектора, и идет далее по магистрали к котлу.
Трехходовой клапан, установленный перед входом коллектора, пропускает ровно столько теплоносителя, сколько необходимо для нагрева воды в теплых полах до комфортной температуры. Излишняя горячая жидкость стекает обратно в байпасную линию
Ситуация №4 — в линии с твердотопливным котлом
С помощью байпаса в обвязке твердотопливного котла образуется малый контур теплоносителя. Контур соединен с подающей трубой с наиболее нагретым теплоносителем с одной стороны, и с трехходовым краном, установленным на обратке, с другой.
Клапан смешивает охлажденную воду, поступающую из контуров теплообмена, с горячим байпасным теплоносителем. В котел подается жидкость, температура которой не ниже 50°С.
Такая обвязка необходима при использовании твердотопливного котла, так как при попадании в котел холодной воды на стальных стенках топки образуется конденсат. Это приводит к коррозии и быстрому выходу из строя отопительного агрегата.
Для работы твердотопливного котла формируется малый циркуляционный контур. Байпас в данном случае играет ключевую роль.
Горячая вода поступает в смесительный клапан через перепускной участок для нагрева жидкости, поступающей из системы, до температуры, препятствующей образованию конденсата и коррозии на стенках котла
Ситуация №5 — при монтаже байпасных труб
Установка разных видов байпасов в системе отопления имеет свои особенности.
При подключении радиаторов:
- Диаметр байпасной трубы выбирается на один размер меньше магистрального трубопровода;
- Перемычка должна быть установлена как можно ближе к радиатору;
- Запрещается ставить кран на байпас в многоквартирных домах.
Монтаж радиаторного байпаса может осуществляться как при монтаже новой системы отопления, так и при модернизации существующей. Для этого готовят патрубки соответствующих диаметров, два тройника и запорную арматуру.
На входной патрубок устанавливается один из вариантов устройства:
- шаровой кран не создающий сопротивления и позволяющий пропускать весь проходящий поток;
- клапан — для ручной регулировки объема охлаждающей жидкости;
- комбинация шарового крана и автоматического термостата — количество воды, проходящей к радиатору, регулируется без участия человека.
На выпускной трубе устанавливается шар или запорный кран.
Элементы соединяются между собой сваркой или резьбой. В любом случае необходимо обеспечить полную герметичность соединений, после сборки провести испытание и устранить протечки.
Радиатор наиболее продуктивно прогревается при следующем сочетании: диаметр патрубков радиатора на один размер меньше основной магистрали, а диаметр байпаса на один размер меньше патрубков. Сужение подводящих участков увеличивает гидравлическое давление и способствует более полному прогреву теплообменного устройства 9.0003
При подключении насоса байпас чаще всего является частью основной магистрали. Так как он обеспечивает поступление теплоносителя в режиме естественной циркуляции, ни в коем случае нельзя сужать его внутренний диаметр.
Насос монтируется на байпасной трубе, диаметр которой может быть меньше или равен диаметру магистрали. Тонкости правильного рассмотрены в другой нашей статье.
Для монтажа проще приобрести готовый насосный агрегат нужного размера и конфигурации. Это обеспечит правильное положение всех элементов и надежные соединения.
Однако самостоятельное изготовление изоляции насосного агрегата не составит труда, если соблюдать некоторые правила.
Насос должен быть ориентирован так, чтобы ось рабочего колеса была горизонтальной, а крышка клеммной коробки была обращена вверх.
Так они обеспечивают свободный доступ к клеммам, к которым подключено питание, и исключают попадание на них жидкости при возникновении протечек.
В перепускной секции монтируется высококачественный обратный клапан или шаровой кран для обеспечения полного расхода через насос и предотвращения обратного движения жидкости по перепускной.
При установке насосной развязки своими руками важно правильно расположить элементы. Для этого удобно использовать накидные гайки – американки. Такая арматура обеспечивает плотное, прочное соединение элементов, простоту разборки и сборки
Выводы и полезное видео по теме
Ошибки при монтаже байпаса радиатора, которые приводят к плохому прогреву теплообменного элемента:
Почему нельзя устанавливать запорный вентиль на байпасе радиатора в многоквартирном доме:
Как собрать байпасную трубу с насосом так, чтобы было удобно разбирать уже установленное и подключенное изделие и проводить плановое обслуживание элементов и ремонт:
youtube.com/embed/0_9CFtB_0RE»>Простое инженерное решение — байпас — позволяет сделать систему отопления максимально эффективной и добиться комфортного теплового режима во всех помещениях .
Выход из строя отдельных элементов магистрали или отключение электроэнергии не вызовет больших проблем. Теплоноситель будет циркулировать по трассе и в доме будет тепло.
Вы занимаетесь самостоятельной установкой байпаса и хотите кое-что узнать? Вы можете задать свои вопросы в комментариях к этой статье.
Или у вас есть положительный опыт сборки? Поделитесь, пожалуйста. Возможно, кому-то из домашних мастеров удастся избежать ошибок благодаря вашим рекомендациям.
Перепускной клапан горячего газа
Гэри Маккриди — специалист по системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, создатель hvacknowitall.com и подкаста HVAC Know It All
Описание перепускного клапана горячего газа
Перепускные клапаны горячего газа — это простой и очень эффективный способ добавить ложную нагрузку на змеевик испарителя. Что такое ложная нагрузка, спросите вы. Что ж, как мы узнали в прошлом, давление хладагента напрямую связано с окружающей температурой окружающей среды.
Например, если возвратный воздух в системе близок к заданному значению, независимо от того, какое это заданное значение, давление всасывания будет ниже, чем если бы возвратный воздух был на пять градусов выше заданного значения, верно?
Добавляя горячий газ из линии нагнетания в испаритель, мы можем увеличить давление и температуру в испарителе. Поскольку эта нагрузка создается не за счет тепла возвратного воздуха, такая нагрузка называется ложной. Перепускные клапаны горячего газа могут использоваться во многих различных приложениях, где нагрузка на испаритель варьируется, от жилых помещений до серверных помещений и оборудования для технологического охлаждения.
Использование перепускного клапана горячего газа также может предотвратить короткие циклы работы компрессора и предотвратить замерзание испарителя в условиях низкой нагрузки. Когда температура в помещении или технологическом процессе достигает заданного значения, в испаритель можно добавить горячий газ для повышения его температуры.
При повышении температуры испарителя для достижения уставки требуется больше времени, что увеличивает время работы компрессора и предотвращает замерзание испарителя. Однако в некоторых случаях замерзание испарителей во время нормальной работы является нормальным явлением, например, в низкотемпературных холодильных установках.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация Gary McCreadie HVAC Tech (@hvacknowitall)
Пример Из Использование
Большой лекционный зал заполнен людьми, нагрузка будет высокой, и система, скорее всего, будет работать на 100% мощности для охлаждения помещения. Во время антракта люди уходят на перерыв, нагрузка падает, а зал приближается к заданной точке.
Перепускной клапан горячего газа открывается, создавая ложную нагрузку на испаритель. Поскольку температура испарителя была увеличена, подача воздуха, подаваемого в лекционный зал, также будет увеличена, что предотвратит достижение заданного значения.
Когда люди вернутся в зал, реальная нагрузка повысит температуру испарителя, и байпас горячего газа закроется. Это предотвращает короткие циклы работы компрессора при различных нагрузках; Остановы и запуски компрессора являются основным фактором отказа компрессора с течением времени.
Давайте посмотрим, как работает клапан. Существуют механические клапаны и электрические клапаны.
Объяснение перепускного клапана горячего газа на доске
Механический
В механический перепускной клапан горячего газа (HGB) подается нагнетаемый газ (горячий газ), отбираемый от нагнетательной линии. Выход клапана направляется непосредственно на вход испарителя после клапана TX. В некоторых случаях, когда используется несколько испарителей, он может подаваться во всасывающую линию.
Однако у этого есть некоторые недостатки, например, неправильный возврат масла в компрессор. Они настраиваются вручную; Sporlan ADRSE-2, показанный на видео ниже, регулируется с помощью шестигранного ключа.
Регулировка клапана внутрь позволит большему количеству горячего газа проходить через клапан, а обратная регулировка позволит меньшему количеству горячего газа проходить через клапан. При настройке клапана может потребоваться имитировать условия низкой нагрузки. Например, выполните следующие шаги, если вы хотите поддерживать давление всасывания в испарителе на уровне 60 фунтов на квадратный дюйм.
Смоделируйте условия низкой нагрузки, позволив давлению упасть ниже 60 фунтов на квадратный дюйм. Начиная с регулировки горячего газа, полностью вывернутой наружу, медленно начните регулировать клапан внутрь, пока поток горячего газа не поднимет давление испарителя до желаемого значения 60 фунтов на квадратный дюйм. Клапан будет поддерживать заданное значение, контролируя давление в испарителе и добавляя горячий газ по мере необходимости.
Электронный
Электронный перепускной клапан горячего газа (EHGB) использует ту же концепцию, что и его механический аналог, но работает немного иначе. Например, в серии Sporlan SDR используется шаговый двигатель на 12 В постоянного тока. Контроллер должен использоваться вместе с клапаном и иметь возможность контролировать температуру и давление.
Электронная установка может использоваться для более точного контроля температуры испарителя. Электронный клапан также может быть подключен к входу испарителя или линии всасывания. Вам понадобится интерфейс для настройки этого клапана, шестигранного ключа будет недостаточно.
Трубопровод Конфигурации
Вообще говоря, существует три способа прокладки трубопровода в байпасной линии горячего газа.
1. Вход испарителя с распределителем; при этом методе байпасная линия горячего газа должна быть проложена после клапана TX, но до распределителя. Следует использовать вспомогательное боковое соединение (ASC). ASC предотвращает проблемы с работой клапана TX, когда горячий газ поступает в испаритель.
2. Вход испарителя без распределителя; эта конфигурация следует тем же принципам, что и выше.
3. Непосредственно в линию всасывания. Эту конфигурацию можно использовать при использовании нескольких испарителей. Следует отметить, что возврат масла в компрессор может быть проблемой из-за прохождения хладагента в обход змеевика испарителя.
Не все клапаны одинаковы; перед выбором или настройкой перепускного клапана горячего газа ознакомьтесь со спецификациями производителя и литературой по установке и обслуживанию.